«Здоровьесберегающая деятельность в рамках экологического воспитания в детском саду»

Консультация для педагогов

Приготовила воспитатель: Бондаренко Т.А.

 


 

 

 

 

 

 

Здоровьесберегающие технологии в рамках экологического воспитания в детском саду

Цветотерапия

Фитотерапия

Песочная терапия

Ароматерапия

Витаминотерапия

Профилактика плоскостопия

Профилактика нарушения осанки у дошкольников

Массаж и самомассаж

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

требности к здоровому образу жизни.

 

 

ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ:

  • сохранить здоровье детей;
  • создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
  • обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

 

 
 

На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам. Это медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, технологии, направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей.

Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:

  • направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;
  • комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
  • созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в ДУУ;
  • формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.

 

 
 

Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей.

.

 
 

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЗДРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ:

1. Лечебно-профилактическое (фито-, витамонотерапия; прием настоек и отваров растений-адаптагенов в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей).

2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов).

3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.).

4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни).

 

Этапы работы

1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДУУ.

2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДУУ.

Использование в режиме дня:

  • отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей;
  • различных оздоровительных режимов (на время каникул; в летний период);
  • комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия; хождение босиком, «топтание» в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе);
  • физкультурных занятий всех типов;
  • оптимального двигательного режима. Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия) мы включаем в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики:

а) пятиминутки здоровья;

б) двигательные переменки между занятиями;

в) проведение дней здоровья;

г) физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице;

д) занятия ЛФК;

3. Взаимодействие ДУУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе должны работать рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.

Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения.

4. Конечные результаты:

  • формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников;
  • внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
  • формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;
  • обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей;
  • улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.

 

Фитотерапия в детском саду

 
 

Наука фитотерапии известна человеку с глубокой древности. Первой живой аптекой, первым лекарством для человека были растения леса и полей.   Фитотерапия давно уже перестала быть чем-то экзотическим. Многие из нас используют лекарственные возможности растений повседневно.  Понюхав лук и прослезившись, вы уже прошли один сеанс фитотерапии, обработав свою носоглотку фитонцидами,  очень эффективными и достаточно мощными. То же самое происходит, когда мы употребляем свежий чеснок в периоды эпидемии гриппа. 
В профилактически целях фитотерапия остается с детьми ежедневно. Дети с удовольствием пьют соки, чаи, отвары, компоты и кисели, даже ягоды, добавленные в пищу, тоже являются одним из элементов профилактической фитотерапии. И это только один пример, — вспомните, как в детстве нам давали чеснок в периоды эпидемии гриппа.
Применение фитотерапии в дошкольных образовательных учреждениях обусловлено прежде всего тем, что отвары, настои трав оказывают общеукрепляющее, профилактическое действие на организм. Лекарственные растения чрезвычайно богаты по химическому составу. В их состав входят алкалоиды, ферменты, витамины, микроэлементы. Грамотное применение лекарственных фитосборов, лечебных ингаляций и местной терапии расширяет возможности в профилактике ОРВИ и ОРЗ.
Часто необоснованное применение химиотерапевтических препаратов приводит к развитию осложнений в организме ребёнка. Во многих случаях только фитотерапия может дать положительный эффект.

Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ

  1. Луковый напиток
  2. Лук, чеснок
  3. Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой (с 1.10 по 1.05)

    Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

    Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:

  • Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
  • Рациональную неперегревающую одежду детей
  • Соблюдение режима прогулок  во все времена года
  • Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой

 

Ароматерапия в детском саду

 Дети — чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна.  

Применение средств ароматерапии в детской комнате позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна. Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься на терракотовые и глиняные фигурки, аромамедальоны, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина или грейпфрута. Этот метод применяется для ароматизации воздуха в детской комнате.

Смесь для поднятия настроения — масло апельсина — 2 капли, масло иланг-иланга — 2 капли. 

Антипростудная смесь. 

— масло ромашки — 1 капля, масло мандарина — 2 капли, масло чайного дерева — 2 капли, масло тимьяна (чабреца) — 1 капля. Праздник должен быть веселым и доставлять детям радость. Каждая мать хочет, чтобы праздник ее ребенка понравился и запомнился всем маленьким гостям. Помимо таких традиционных вещей, как веселое убранство комнаты, интересные игры и угощение, добиться этого вам помогут и средства ароматерапии. Однако традиционные аромакурительницы для этого лучше не использовать — ведь кто-то из маленьких гостей может случайно опрокинуть лампу и вызвать тем самым пожар, или полакомиться ее содержимым. Лучше применять все те же различные терракотовые или глиняные неглазурованные изделия. Смеси, приведенные ниже, годятся для любых детских праздников и оказывают положительное воздействие на настроение детей. Помните одно — характер смеси должен соответствовать времени года. Например, весной и летом лучше использовать эфирные масла с ароматом свежести (цитрусовые, хвойные), а под Рождество или Новый год — более теплые (цветочные, пряные). 

 

Детские праздничные смеси. 

1) Лимон — 3 капли, апельсин — 2 капли, ромашка — 2 капли. 
2) Лаванда — 2 капли, корица — 2 капли, роза — 3 капли.
3) Мандарин — 3 капли, лимон — 3 капли.

Помощь при различных детских недомоганиях. 

Прежде всего расскажем об основных правилах применения эфирных масел в домашних условиях для лечения различных детских заболеваний.

  • До двух лет эфирные масла можно применять только после консультации с ароматерапевтом. Не рекомендуется применять детям до 1 года — мяту перечную, до 6 лет — чайное дерево, герань, розмарин, чабрец, до 12 лет масло гвоздики.

  • . Выбирайте масла только высшего качества, так как дешевые масла низкого качества способны вызывать непредсказуемые осложнения при их применении. При покупке масел обязательно пользуйтесь рекомендациями практикующих ароматерапевтов.

  • 3. Строго соблюдайте дозировку эфирных масел и рекомендации по их применению.

  • 4. Не употребляйте масла внутрь (кроме специальных масел медицинской очистки) и не наносите их на кожу в неразбавленном виде.

  • 5. Не нарушайте основные правила хранения эфирных масел — их хранят в темных бутылочках в холодильнике.

  • 6. Флакон с ароматическими маслами должен содержать дозатор (капельницу). Все дозировки масел указываются в каплях. При соблюдении всех правил, ароматерапия в вашем доме будет эффективным методом лечения и профилактики заболеваний. 

    Кровотечение при поверхностных ранах и ссадинах. 

    Лимон 1 капля + ромашка 1 капля — на чистую салфетку или бинт аппликация на рану.

  • Закаливание носоглотки чесночным раствором
  • Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах полости рта
  • Приготовление:
  • 1 зубчик чеснока на 1 стакан воды.
  • Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Раствор использовать в течении 2-х часов после приготовления
  • Методические рекомендации:
  • Применять как лекарственное средство (известно со времён Гиппократа), которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ.
  • Полоскать горло, кому необходимо можно капать внос.
  •  
  •     Витаминотерапия

Витаминотерапия — это применение различного рода витаминов с целью профилактики и лечения некоторых заболеваний, а также для восполнения в организме недостатка в них.


Нужна ли витаминотерапия детям? Когда её лучше проводить?

Конечно, витаминотерапия нужна, в особенности весной. Именно к весне организм растрачивает последние витаминные резервы, которые были использованы зимой на борьбу с простудами и гриппом.

Как проявляется недостаток витаминов у детей?

Если вы заметили у своего ребенка такие симптомы, как: сухость кожи, появление гнойничков, вялость, ломкость ногтей и волос — все это говорит о недостатке в организме необходимых витаминов и микроэлементов.
Весной каждая мама может провести для своего ребенка своеобразную витаминотерапию, которая заключается в создании более разнообразного и питательного меню для малыша.

Вот лишь небольшой перечень продуктов, в которых содержатся важные витамины и минералы. 
Витами А: морковь, тыква, апельсины, сметана, яйца, масло.
Витамин В1: гречневая, овсяная каши, ржаной хлеб.
Витами В2: горох, сливы, персики.
Витами В6: зеленые овощи, кукуруза.
Витами В12: рыба, печень, сыр, морская капуста.
Микроэлементы (железо, йод, хром, фтор и т.д.) и макроэлементы (фосфор, натрий, сера и т.д.) также полезны и необходимы для организма, и их тоже можно получить из фруктов, овощей и молочных продуктов.

Кроме того, гиповитаминоз можно восполнить специальными поливитаминными и минеральными комплексами. Для малышей необходимо покупать только детские витамины. Они отличаются от взрослых препаратов дозировкой и составом входящих в них компонентов . Однако не стоит принимать витаминные препараты без предварительной консультации с лечащим врачом. Педиатр подберёт поливитаминный комплекс с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка и назначит дозировку в соответствии с его возрастом.

 


 

    ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ


Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. И так и должно быть. Затем будет школа, где еще сильнее укрепится директив по отношению к личности ребенка, затем появятся взрослые социальные институты.… Это очень хорошо, это необходимо для его развития, для жизни в обществе, для сильной воли. Но полезно это будет при одном «но» – если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать! Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются… человек, не боящийся быть счастливым! Но как узнать, какие проявления эмоций полезны для ребенка, а какие нет? Как не навредить ребенку, поддерживая его порывы, ведь это может быть попустительством.. Как не избаловать его? Действительно, не так просто в этом разобраться, ведь мы часто опираемся только на свой детский опыт – как воспитывали нас…

Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе. 

Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – предоставляет детям волшебница-песочница. 

Песочница является маленькой моделью окружающего мира
 , местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ваш малыш неоднократно создает свой мир из песка – разрушает его – создает новый – и снова и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит, – вы можете быть уверены, он справится!

Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.
Профилактика плоскостопия

Профилактика нарушения осанки у дошкольников

Создание полноценной развивающей физкультурно – оздоровительной  среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры). При этом необходимо обеспечить возможность систематического использования природно-оздоровительных факторов, например, оборудовать на групповых участках естественные грунтовые дорожки (из песка, гальки, мелкой щебенки и т.п.).

Одним из традиционных методов закаливания человека, известных с древности и широко практикуемых во многих странах, является босо хождение. При этом имеет место, комбинированное воздействие на термо – и  механорецепторы наиболее активной рефлексогенной зоны – подошвенной  поверхности стоп. При выборе грунта для хождения босиком следует учитывать, что различные его виды (по температурному и механическому раздражению) действуют на организм по – разному. Мягкая трава, теплый песок, дорожная пыль, комнатный ковер действуют успокаивающе, в то время как горячий песок или асфальт, острые камни, хвойные иголки или шишки возбуждают нервную систему (Ю.С.Николаев, Е.И.Нилов).


Для укрепления мышц стопы, поддерживающих ее свод в нужном положении, особенно полезно ходить босиком по скошенной траве, песку, опавшей хвое.

Некоторые авторы утверждают, что огромное значение имеет связь стопы с землей и распределение нормального электромагнитного заряда человеческого организма. Постоянная изолированность стоп обувью приводит к тому, что организм испытывает дефицит отрицательно заряженных частиц. Это вызывает изменение кислотно – щелочного  равновесия и оказывает неблагоприятное влияние на функциональное состояние организма. Босохождение нормализует общий заряд организма и устраняет дефицит свободных. Кроме того, отмечается, что хождение босиком оказывает позитивное влияние на психоэмоциональное состояние человека.

     
Одни авторы рекомендуют начинать хождение босиком по комнате сначала по 1 минуте, прибавляя через каждые 5 – 7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8 – 10 минут ежедневно. А Н.Г.Зернов, А.Е.Ковригин предлагают начинать с хождения по комнате в носках (в течение двух недель), а затем – босыми ногами, утром и вечером по 5 минут, ежедневно удлиняя это время на 5 минут. Приблизительно через 1 месяц от начала хождения босиком по комнате можно выходить босиком на улицу (в летнее время года). После каждого хождения босиком необходимо тщательно мыть ноги водой комнатной температуры с мылом и проводить 2 – 3 – минутный массаж (разминание пальцев и подошв).

Достичь хороших результатов в закаливании и профилактике функциональной недостаточности стоп позволяет систематическое использование так называемой солевой дорожки, представляющей собой коврик из трубой мсппсовины, на который нашиты пуговицы (для раздражения активных точек и зон стоны). Такая дорожка смачивается 10% раствором поваренной либо морской соли, и ребенок ходит по ней, а затем встает на сухой мягкий коврик или полотенце, постеленное на полу, и заканчивает процедуру растиранием стоп сухим полотенцем до покраснения.

Начинать закаливание водой рекомендуют с наименее резких воздействий — местных обтираний или обливаний. Одной из наиболее простых и мягко действующих водных закаливающих процедур, которую можно применять не только абсолютно здоровым, но и ослабленным детям, является обтирание стоп. Обтирание стоп проводят рукавичкой из фланели, смоченной водой. Иногда в воду, которой пользуются для обтирания, с целью усиления ответной реакции кожи добавляют поваренную соль (из расчета 1 – 2 чайные ложки на стакан воды). Обтирание начинают с температуры воды 32 – 33°С, постепенно снижая ее на 1°С каждые 2 – 3 дня, постепенно доводя до температуры 15 – 16°С. Сразу же после обтирания одной стопы ее растирают до легкого покраснения сухим мягким полотенцем и приступают к обтиранию другой.

Температура воздуха в помещении, где проводятся водные закаливающие процедуры, должна быть не ниже 20°С. На начальном этапе закаливания, а также в зимнее время года температура воздуха должна быть выше на 2 – 4°С. Начальная и конечная температура воды в холодное время года также должны быть выше на 2 – 4°С (С.В.Матвеев).

К обливаниям рекомендуют приступать после предварительной подготовки обтиранием в течение 3 – 4 недель. Обливания проводят из лейки, кувшина или ведра так, чтобы вода широким потоком стекала по телу. Обливание стоп у детей рекомендуют производить ежедневно перед сном в течение всего года, начиная с температуры воды 26 – 28°С и постепенно снижая ее на 1°С каждую неделю, доводя до 15°С. После обливания стопы тщательно растирают до покраснения и появления ощущения тепла. Некоторые авторы указывают, что наиболее приемлемым при использовании закаливающих процедур местного воздействия является снижение температуры воды на 1°С каждые 2 – 3 дня.

Учитывая большую неоднородность детского коллектива по уровню закаленности и состоянию здоровья, практически каждому ребенку необходимо подбирать закаливающий раздражитель определенной температуры. В связи с этим неизбежны затраты времени на регистрацию врачебных назначений, подготовку воды, учет отпускаемой процедуры. С этих позиций преимущество имеет контрастное обливание ног – стопы и нижней трети голени. Для этой процедуры необходимо приготовить два ведра, в первом из которых – горячая вода с температурой 35°С, во втором – холодная с температурой на 3 – 5°С ниже. Сначала обливание проводят горячей водой, затем – холодной, после чего тщательно растирают ноги до покраснения. В дальнейшем через каждые 10 дней температуру
холодной воды снижают на 1 – 2°С, постепенно доводя ее до 15°С, а температура горячей воды остается неизменной.

Затем можно приступать к приему ножных ванн. Ребенок погружает ноги в ведро или таз с водой, начиная с температуры 26 – 28°С и постепенно снижая ее через каждые 10 дней на 1°С, доводя ее до 15°С. Длительность приема первых ванн – не более 1 минуты, постепенно увеличивая время принятия процедуры до 5 минут. Во время ванны рекомендуется слегка двигать пальцами ног и стопами, выполнять «топтание» в воде. После ванны ноги тщательно вытирают досуха, особенно в межпальцевых промежутках. Ножные ванны целесообразно проводить незадолго до сна.

Другой эффективный способ закаливания ног — контрастные ножные ванны. Для этой процедуры необходимо приготовить два ведра, в первом из которых горячая вода с температурой 35°С, во втором – холодная с температурой на 3 – 5°С ниже. Закаливающийся помещает ноги сначала в горячую воду на 1 – 2 минуты, затем – в холодную на 5 – 10 секунд, и повторяет процедуру в том же порядке от двух до трех раз, а затем тщательно растирает ноги до покраснения. В дальнейшем через каждые 10 дней температуру холодной воды снижают на 1 – 2°С, постепенно доводя ее до 15°С. Температура горячей воды остается неизменной, также как и длительность погружения в нее ног. Длительность погружения ног в холодную воду постепенно возрастает до 20 секунд. Количество смен горячей и холодной воды достигает постепенно 8 – 10 раз за одну процедуру. Контрастные ножные ванны рекомендуют проводить также незадолго до сна.

О регулярном обмывании ног прохладной водой с последующим их растиранием, а также их профилактике и коррекции плоскостопия говорил А.В.Чоговадзе. Между тем, оздоровительное влияние систематического обмывания ступней часто ускользает от внимания родителей. Нельзя пропускать ни одного дня, дети должны обмывать ноги, независимо от погоды и от того, ходили они в этот день босиком, или нет. Детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста следует приучить самостоятельно мыть ноги прохладной водой перед сном, соблюдая при этом основные гигиенические требования: мыть ноги в отдельном тазу, пользуясь мочалкой и мылом, насухо вытирать специально выделенным для этой цели полотенцем, надевать обувь так, чтобы не запачкать вымытых ног.


Хорошие результаты достигаются при использовании так называемого «рижского» методазакаливания, суть которого заключается в следующем: на дно таза насыпают мелкие камушки – гальку, и наполняют ею соленой водой (10 – 20 г соли па 1 л воды), так, чтобы она покрывала лодыжки ребенка. Дети «гуляют» по этому мини-пляжу в течение 1 – 3 минут (в зависимости от желания ребенка), после чего ноги ополаскивают пресной водой и растирают до покраснения. Начальная температура воды составляет 36°С; каждые 2 – 3 дня ее снижают на 1°С и доводят до 22 – 24°С для детей 3 – 4 лет, до 20 – 22°С для детей 4 – 5 лет, до 18 – 20°С для детей 5 – 6 лет, до 16 – 18°С для детей 6 – 7 лет и до 14 – 16°С для детей 7 – 10 лет.

Следует отметить, что традиционно считалось, что после принятия водных процедур необходимо произвести интенсивное растирание полотенцем до покраснения кожи и появления ощущения тепла. Но в ряде исследований последних лет было показано, что интенсивное растирание кожи после закаливающих процедур сокращает период холодового воздействия на организм и тем самым удлиняет процесс закаливания, в связи с чем применение растирания оправдано на начальном этапе закаливания, при появлении первичного озноба, «гусиной кожи», а не при наличии устойчивости к холоду и возникновении вторичного озноба (В.А.Макаров).

В этой связи и с учетом недостаточной эффективности закаливания путем ежедневногообливания ног водой с постепенным понижением температуры, Н.Лебедева предлагает новый метод закаливания стоп на основе использования кратковременного интенсивного воздействия холодом. В основе этого нового метода закаливания лежит следующий принцип: под действием кратковременного сильного раздражителя положительные физиологические изменения в организме происходят более благоприятно, чем при слабых и умеренных воздействиях.

Интенсивное закаливание стоп проводится следующим образом. Перед дневным сном дети босиком проходят по гигиеническим коврикам, затем в течение 5 секунд и более (в зависимости от желания ребенка) «топчутся» в тазу, в который наливается вода из – под крана (температура воды изменяется по сезонам года от 13 – 18°С в теплое время года и до 6 – 10°С в холодное время года); в целях обеззараживания воды в нее добавляют раствор марганце – вокислого калия до появления розовой окраски. Затем дети вновь проходят по дорожке из гигиенических ковриков, покрытых сухой простыней, и ложатся в постель. Дети, не желающие вставать в таз с водой, не делают этого. Противопоказаниями к применению этого способа закаливания стоп являются хронические заболевания почек, органов дыхания и носоглотки.

К экстремальной форме закаливания стоп относится такая процедура, как кратковременный выход на снег босиком. В настоящее время существуют противоположные мнения относительно возможности ее использования применительно к детям дошкольного и младшего школьного возраста. Некоторые авторы считают, что подобные закаливающие процедуры вызывают чрезвычайное напряжение всех физиологических систем организма и особенно механизма терморегуляции (поэтому их и называют экстремальными). Между тем, терморегуляция у детей дошкольного и младшего школьного возраста еще недостаточно развита. Многие стороны экстремального закаливания остаются малоизученными, поэтому последствия его непродуманного использования являются непредсказуемыми. В условиях чрезмерных закаливающих воздействий могут иметь место либо тенденции несбалансированного развития, либо явные его проявления. Ихотя в отдельных семьях существует положительный опыт применения экстремальных форм закаливания детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, однако, демонстрируя огромные возможности детского организма, эта практика не может распространяться на всех детей» (В .А.Макаров; В.ПЛраздников). 

  

По этому хочется сказать о том, что планирование системы закаливания предусматривает применение специальных закаливающих процедур для стоп. Закаливание стоп способствует укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе, и является прекрасным средством профилактики и коррекции плоскостопия (ЮН. Чусов, ЕС. Черник). Кроме того, стопа человека богато снабжена тактильными и температурными рецепторами, рефлекторно связанными с соответствующими зонами носоглотки и верхних дыхательных путей, в связи, с чем закаливанию стоп отводится ни только профилактика и коррекция плоскостопия, но и огромная роль в повышении резистентности организма.

 

.Массаж с дарами природы.


 

Нравится детям и очень полезен массаж с дарами природы, который мы проводим в течение всего учебного года. В  логопедическом кабинете на столе стоят корзинки с природным материалом для массажей: сосновые, кедровые и еловые шишки, грецкий орех, орех «Фундук», кедровые орехи, а также располагается более мелкий и нежный материал: бобы, фасоль, горох, семечки, крупа, перья птиц.

Для эффективной коррекционной работы японский массаж желательно проводить не только в детском саду, но и дома с родителями 

Упражнение 1Сосновая шишка.

1. Вращение основанием шишки на тыльной стороне рук по часовой и против часовой стрелки /длительность 1 минута /.

2. Шишки крутить между ладонями как колесо в разных направлениях

/длительность 3 минуты /.

3. Подбрасывать шишку вверх, ловить двумя руками, затем одной рукой левой, правой /длительность 2 минуты /.

Упражнение 2. Еловая шишка.

1. Сначала движения выполняются с одной шишкой, затем двумя шишками и вращать их между ладонями /длительность от 1-ой до 3-х минут/.

2. Катать шишку на тыльной стороне правой, левой рук /длительность 3 минуты /.

3. Круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук /длительность от 1-ой до 3-х минут/.

Упражнение 3.

Те же упражнения можно делать с грецкими орехами.

Упражнение 4.Орехи фундук.

1. Насыпать горсть орехов на поднос, катать ладонями и тыльной стороной кисти рук.

2. Пересыпать горсточку орехов из одной руки в другую /длительность 1 минута/.

Упражнение 5.Бобы, фасоль, горох, семечки, зерно пшеницы, овес, крупа (гречка, пшено, манка).

С этими «Дарами природы» делать различные вращательные движения: сжатие в кулачки, пересыпание с одной руки в другую, перемешивание различными вращательными движениями в корзинах /длительность движений на каждый вид по минуте/.

Упражнение 6.Упражнение с перьями птиц.

1. Водить пером по поверхности ладони и тыльной стороне рук /длительность 3 минуты/.

2. Протягивание пера между пальцами /длительность 1-2 минуты/.

3. Вытягивание перьев из кулачка /длительность 1-2 минуты

Эмоциональность и яркость настроя детей на лечебный массаж с природным материалом дает то, что это все живое и настоящее, а, самое главное, это все нас окружает. Природа настолько разнообразна, что, прикасаясь к ней, мы обогащаем тактильную чувствительность рук, а реальный мир малыша, организованный взрослыми  для познавательных процессов, заполирован, гладок, однообразен по ощущению.

Именно с обогащения тактильной чувствительности руки, особенно пальцев, улучшается кинестетическая (двигательная) память артикуляторных органов, которая  необходима для эффективности работы с детьми дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Опубликовано в: Без рубрики •  Мар 3  •  Комментарии: 0.