Программные задачи: Расширять знания детей о жизни и быте кубанских казаков. Продолжать знакомить детей с фольклором, обычаями и традициями кубанского народа. Формировать интерес к народному искусству. Совершенствовать монологическую речь, дикцию, побуждать детей использовать в речи прилагательные и наречия. Развивать творческую активность в театрально – игровой деятельности. Воспитывать гордость за свою малую Родину, желание познавать и возрождать лучшие традиции народа Кубани.
Словарная работа: казаки, светелка, завалинка, подневольные люди, набег, удалые, рушник, кручинился, салодэнький, горнэнький, знатное.
Предварительная работа: посещение кубанской горницы, беседы: «Край родной – земля Кубанская», «Истории возникновения Кубани», «Родная сторонушка», «Одежда и быт казаков»; проведение вечеров развлечений: «Хорошо у нас в светелке», «Праздник Кубанской песни», фольклорный праздник «Масленица на Кубани»; рассматривание и ознакомление с одеждой казаков и кубанской утварью; знакомство с творчеством Кубанского казачьего хора (прослушивание дисков); с фольклором, музыкально – литературным наследием кубанского народного творчества; изготовление из соленого теста подковок в подарок гостям.
Материал: оформленная кубанская горница, кубанские костюмы для детей и взрослых, клубки с нитками, рушник, хлеб, настоящая подкова, кони, изготовленные из материала, сабли для танца.
(Театрализованное представление проходит в музыкальном зале, где оформлена кубанская горница, кубанский дворик. Звучит кубанская плясовая, входят казачата (роли исполняют мальчик и девочка подготовительной группы)
Казак: На завалинках, в светелках
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Молодых и пожилых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели,
И водили хоровод.
Казачка: А играли как в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по сусекам:
Лучших дач или квартир,
Нам досуг порою мелок,
И чего тут говорить:
Скучно жить без посиделок!
Их бы надо возродить!
Казак: Эй, люди добрые!
Вам ли сегодня по домам сидеть,
Да в окна глядеть?
Вам ли туманиться,
Грустить и печалиться?
(Входят дети в кубанских нарядах под кубанскую музыку)
Казачка: Рады видеть Вас, у себя в нашей хате, здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой по обычаю по кубанскому, «посиделками» называются.
Казак: Пожалуйте, гости дорогие, веселья вам, да радости!
ПЕСНЯ «РОГОВСКИЕ КАЗАКИ»
Казачка: Коль к нам пришли, будьте как дома!
1 гость: Не беспокойся хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.
Казачка: Садитесь, пожалуйста, у нас для каждого и словечко и местечко.
2 гость: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сядем.
Казак: Усаживайтесь поудобнее, гость никогда не в тягость.
3 гость: Дома сидеть – ничего не видеть, решали на людей поглядеть и себя показать.
Казачка: Садитесь гости дорогие!
4 гость: Туда голуби летают, где их привечают.
5 гость: Ехали мы мимо, да завернули до дыму.
Казак: Собиралось у нас гостей, со всех волостей. Ну что ж доброе начало – половина дела. Казачка: Припасли мы вам забавушек на всякий лад, кому сказку, кому правду, коме песенку.
Казак: Удобно! Всем ли места хватило?
6 гость: Гостям то хватило, да не тесно ли хозяевам?
Казачка: В тесноте, да не в обиде.
7 гость: Сядем рядком, да поговорим ладком!
8 гость: По старинному, по обычаю начинали посиделки хорошими песнями.
КУБАСКАЯ ПЕСНЯ «ПОЛНО ВАМ СНЕЖОЧКИ»
(во время песни выходят 2 мальчика – казака)
Казачка: Вспомним, как по кубанскому обычаю встречали казаков домой.
(инсценировка: «Встречаем казаком до дому», звучит в записи топот коней, девочка – казачка говорит под эти звуки, следующие слова)
Девочка – казачка: Пыль клубится по дороге,
Слышны выстрелы порой.
Из набега удалого, едут казаки домой!
(Девочки у плетня, въезжают на конях мальчики – казаки)
Казачка: Проходи честной народ
Не пыли дорожка.
Казаки домой идут,
Отдохнуть немножко.
Девочка – казачка (с хлебом): Мы гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим
Поклоняясь, отведать просим.
Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб – соль из рук!
(казак берет хлеб)
Казачок: За Кубанью за реокй
Казаки гуляют,
В темном поле до полночи
На конях разъезжают.
Казачка: Разудалые казаки
Одним словом – молодцы!
Расторопны и проворны,
И веселы и задорны!
Казак: Эх, полно, нам братцы кручиниться, горевать. Ай, лучше нам, братцы, Таней станцевать
( ТАНЕЦ «КАЗАЧЬЯ ПЛЯСОВАЯ»)
(Въезжает еще один казак)
Девочка – казачка (обращаясь, к нему): Как у наших, у ворот
Стоит озеро воды.
Как казак коня водой поил,
К воротичкам подводил
К вереюшке привязал,
Красной девке приказывал
(обыгрывание)
Казак: Красна девица душа
Сбереги мого коня
Не порвал бы поводок
(девочка отворачивается, стесняется)
Девочка – казачка: Не твоя, казак слуга,
Ге держу твого коня
Коли буду я твоя
Удержу твого коня.
( Казак уезжает)
Казачка – хозяюшка: А сейчас, время поиграть «Намотай клубочек» (раздаёт клубочки: надо ниточку в клубочек намотать, а как музыка закончит играть, значит хватит вам ниточку мотать)
(Хозяюшка сравнивает клубочки у девочек, выбирает самый большой и тяжелый) – Большой клубочек, тяжелый, сколько за работу возьмешь?
Девочка – гостья: Денег не нужно, товару не нужно, частушки хорошие спойте мне дружно!
(ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ЧАСТУШКИ)
Что частушки уж не в моде,
Разве дело только в моде,
Если любят их в народе
Всэ до дила стало
Як уродэ кукуруза
Значит будэ сало!
Цветы расцветают
Чи у вас як у нас
Песни нэ спивают.
Урожай хороший
Много яблок, много груш
Будут у нас гроши.
В город за редькой,
А я вышла заворота
Увидала Федьку!
В тесто густо клал капусту
Всем муку напеку
Будет ужин казаку.
Бо вин сладеэнький
Ой, як люблю Грыцю,
Вин хлопыць гарненький!
Казак: А еще казачата любили играть в народные игры.
ИГРА «ПЕТУШОК»
(Дети идут под музыку кругу, проговаривая слова:
— Рано утром
Кто встает
Песни звонкие поет,
Спать мешает казаку и кричит ку-ка-ре-ку!
Петушок – ребенок, стоящий в кругу, должен угадать, кто прокукарекал. Если отгадал, то этот ребенок становиться водящим).
Мальчик – казачок (выносит подкову): В старину считалось, кто подкову найдет, тому она счастье принесет. Мы, вам гости, дорогие, на добрую память подковы подарим, пусть они приносят в ваш дом только тепло, счастье, добро.
(дети раздают сделанные из теста подковки)
Гость
(обращаясь к хозяевам горницы): Хорошо у вас, но пора и честь знать!
Девочка – гостья: Спасибо, хозяева за веселье и тепло, но пора до дому.
ПЕСНЯ «ОЙ, ДА КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ»
Казачка: Играми да плясками сыт не будешь. Славиться наш народ угощеньем знатным.
Казак: Чай горячий – наша сила.
Украшение стола,
С чая лиха не бывает,
Так в народе говорят.
Чай – здоровье, всякий знает
Пей хоть пять часов подряд.
Казачка: Сверху пар, снизу пар,
Шумит кубанский самовар
(вносят взрослые самовары),
Милости просим на чашку чая.
(Приглашают гостей к чаю)
(Дети уходят из зала с песней «Так будьте здоровы, живите богато»)