Театрализованное представление «Кубанские посиделки»

Программные задачи: Расширять знания детей о жизни и быте кубанских казаков. Продолжать знакомить детей с фольклором, обычаями и традициями кубанского народа. Формировать интерес к народному искусству. Совершенствовать монологическую речь, дикцию, побуждать детей использовать в речи прилагательные и наречия. Развивать творческую активность в театрально – игровой деятельности. Воспитывать гордость за свою малую Родину, желание познавать и возрождать лучшие традиции народа Кубани.

Словарная работа: казаки, светелка, завалинка, подневольные люди, набег, удалые, рушник, кручинился, салодэнький, горнэнький, знатное.

Предварительная работа: посещение кубанской горницы, беседы: «Край родной – земля Кубанская», «Истории возникновения Кубани», «Родная сторонушка», «Одежда и быт казаков»; проведение вечеров развлечений: «Хорошо у нас в светелке», «Праздник Кубанской песни», фольклорный праздник «Масленица на Кубани»; рассматривание и ознакомление с одеждой казаков и кубанской утварью; знакомство с творчеством Кубанского казачьего хора (прослушивание дисков); с фольклором, музыкально – литературным наследием кубанского народного творчества; изготовление из соленого теста подковок в подарок гостям.

Материал: оформленная кубанская горница, кубанские костюмы для детей и взрослых, клубки с нитками, рушник, хлеб, настоящая подкова, кони, изготовленные из материала, сабли для танца.

 (Театрализованное представление проходит в музыкальном зале, где оформлена кубанская горница, кубанский дворик. Звучит кубанская плясовая, входят казачата (роли исполняют мальчик и девочка подготовительной группы)

Казак: На завалинках, в светелках

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Молодых и пожилых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели,

И водили хоровод.

Казачка: А играли как в горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по сусекам:

Лучших дач или квартир,

Нам досуг порою мелок,

И чего тут говорить:

Скучно жить без посиделок!

Их бы надо возродить!

Казак: Эй, люди добрые!

Вам ли сегодня по домам сидеть,

Да в окна глядеть?

Вам ли туманиться,

Грустить и печалиться?

(Входят дети в кубанских нарядах под кубанскую музыку)

Казачка: Рады видеть Вас, у себя в нашей хате, здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой по обычаю по кубанскому, «посиделками» называются.

Казак: Пожалуйте, гости дорогие, веселья вам, да радости!

ПЕСНЯ «РОГОВСКИЕ КАЗАКИ»

Казачка: Коль к нам пришли, будьте как дома!

1 гость: Не беспокойся хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.

Казачка: Садитесь, пожалуйста, у нас для каждого и словечко и местечко.

2 гость: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сядем.

Казак: Усаживайтесь поудобнее, гость никогда не в тягость.

3 гость: Дома сидеть – ничего не видеть, решали на людей поглядеть и себя показать.

Казачка: Садитесь гости дорогие!

4 гость: Туда голуби летают, где их привечают.

5 гость: Ехали мы мимо, да завернули до дыму.

Казак: Собиралось у нас гостей, со всех волостей. Ну что ж доброе начало – половина дела. Казачка: Припасли мы вам забавушек на всякий лад, кому сказку, кому правду, коме песенку.

Казак: Удобно! Всем ли места хватило?

6 гость: Гостям то хватило, да не тесно ли хозяевам?

Казачка: В тесноте, да не в обиде.

7 гость: Сядем рядком, да поговорим ладком!

8 гость: По старинному, по обычаю начинали посиделки хорошими песнями.

КУБАСКАЯ ПЕСНЯ «ПОЛНО ВАМ СНЕЖОЧКИ»

(во время песни выходят 2 мальчика – казака)

Казачка: Вспомним, как по кубанскому обычаю встречали казаков домой.

(инсценировка: «Встречаем казаком до дому», звучит в записи топот коней, девочка – казачка говорит под эти звуки, следующие слова)

Девочка – казачка: Пыль клубится по дороге,

Слышны выстрелы порой.

Из набега удалого, едут казаки домой!

(Девочки у плетня, въезжают на конях мальчики – казаки)

Казачка: Проходи честной народ

Не пыли дорожка.

Казаки домой идут,

Отдохнуть немножко.


Девочка – казачка (с хлебом): Мы гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим

Поклоняясь, отведать просим.

Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб – соль из рук!

(казак берет хлеб)

Казачок: За Кубанью за реокй

Казаки гуляют,

В темном поле до полночи

На конях разъезжают.

Казачка: Разудалые казаки

Одним словом – молодцы!

Расторопны и проворны,

И веселы и задорны!

Казак: Эх, полно, нам братцы кручиниться, горевать. Ай, лучше нам, братцы, Таней станцевать

( ТАНЕЦ «КАЗАЧЬЯ ПЛЯСОВАЯ»)

(Въезжает еще один казак)

Девочка – казачка (обращаясь, к нему): Как у наших, у ворот

Стоит озеро воды.

Как казак коня водой поил,

К воротичкам подводил

К вереюшке привязал,

Красной девке приказывал

(обыгрывание)

Казак: Красна девица душа

Сбереги мого коня

Не порвал бы поводок

(девочка отворачивается, стесняется)

Девочка – казачка: Не твоя, казак слуга,

Ге держу твого коня

Коли буду я твоя

Удержу твого коня.

( Казак уезжает)

Казачка – хозяюшка: А сейчас, время поиграть «Намотай клубочек» (раздаёт клубочки: надо ниточку в клубочек намотать, а как музыка закончит играть, значит хватит вам ниточку мотать)

(Хозяюшка сравнивает клубочки у девочек, выбирает самый большой и тяжелый) – Большой клубочек, тяжелый, сколько за работу возьмешь?

Девочка – гостья: Денег не нужно, товару не нужно, частушки хорошие спойте мне дружно!

(ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ЧАСТУШКИ)

  1. Говорят у нас в народе

    Что частушки уж не в моде,

    Разве дело только в моде,

    Если любят их в народе

  2. Что у вас як у нас

    Всэ до дила стало

    Як уродэ кукуруза

    Значит будэ сало!

  3. Что у вас як у нас

    Цветы расцветают

    Чи у вас як у нас

    Песни нэ спивают.

  4. Во саду ли во городе

    Урожай хороший

    Много яблок, много груш

    Будут у нас гроши.

  5. Посылала меня мать

    В город за редькой,

    А я вышла заворота

    Увидала Федьку!

  6. Весь взмок, пек пирог

    В тесто густо клал капусту

    Всем муку напеку

    Будет ужин казаку.

  7. Ой, як люблю мэд

    Бо вин сладеэнький

    Ой, як люблю Грыцю,

    Вин хлопыць гарненький!

Казак: А еще казачата любили играть в народные игры.

ИГРА «ПЕТУШОК»

(Дети идут под музыку кругу, проговаривая слова:

— Рано утром

Кто встает

Песни звонкие поет,

Спать мешает казаку и кричит ку-ка-ре-ку!

Петушок – ребенок, стоящий в кругу, должен угадать, кто прокукарекал. Если отгадал, то этот ребенок становиться водящим).

Мальчик – казачок (выносит подкову): В старину считалось, кто подкову найдет, тому она счастье принесет. Мы, вам гости, дорогие, на добрую память подковы подарим, пусть они приносят в ваш дом только тепло, счастье, добро.

(дети раздают сделанные из теста подковки)

Гость
(обращаясь к хозяевам горницы): Хорошо у вас, но пора и честь знать!

Девочка – гостья: Спасибо, хозяева за веселье и тепло, но пора до дому.

ПЕСНЯ «ОЙ, ДА КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ»

Казачка: Играми да плясками сыт не будешь. Славиться наш народ угощеньем знатным.

Казак: Чай горячий – наша сила.

Украшение стола,

С чая лиха не бывает,

Так в народе говорят.

Чай – здоровье, всякий знает

Пей хоть пять часов подряд.

Казачка: Сверху пар, снизу пар,

Шумит кубанский самовар

(вносят взрослые самовары),

Милости просим на чашку чая.

(Приглашают гостей к чаю)

(Дети уходят из зала с песней «Так будьте здоровы, живите богато»)

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано в: Методическая копилка •  Ноя 28  •  Комментарии: 0.