Конспект НОД интегрированного характера «НА КАЗАЧЬЕМ ПОДВОРЬЕ»

1ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ТАНАГА И.А.

Пояснительная   записка.

Дошкольный  возраст -важный период  становления  личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре.

Соприкосновение ребёнка с народным искусством  традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут духовно  обогатить ребёнка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитывать любовь к своей Родине.

Знакомя детей с традициями и бытом Кубанского казачества ставила задачи:

Познакомить с историей, культурой своей станицы и казачества.

С обычаями, языком, одеждой, бытом.

Развивать познавательные  способности.

Воспитывать патриотические чувства: любовь к местам, в которых ребёнок живёт, к Родине, родному краю, бережное отношение к природе ,чувства сопереживания, гордости за свой народ.

1

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали портреты ваших мам и пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые родные, самые близкие. самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?

Дети: Родственники, родичи, предки.

Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки — это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами попадём на казачье подворье, где узнаем как жили, чем занимались казаки. Но для этого нам надо надеть на голову казачью папаху, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время. время –остановись! К нашим предкам повернись!».

Дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова. подходят к макету казачьего подворья.

1

Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле. Добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит красивый костюм ( показывает настоящий костюм казачьего сотника). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает теплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.

Его жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на  коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах).

А бельё она гладит вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматывает мятое полотенце и с силой проводит по нему рубелем несколько раз ( показывает). Белье получается гладким и пахучим. (Предоставляет детям возможность попробовать погладить таким  образом полотенце, просит повторить название  «утюга» — рубель).

 

Воспитатель: Очень любят казачки украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы украшены вышивкой ?

Дети: полотенца, занавески на окне, простынка, подушечка.

 

Воспитатель: Правильно. А какие предметы украшены кружевом?

Дети: Скатерть, полотенце, салфетки, подзор на кровать.

Воспитатель: Молодцы и умницы!  (подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня есть вот такой чугун. Он тяжелый, чугунный. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. Молоко хранится в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто замешивают в макитре-в большом глиняном горшке  .Запомнили? Воспитатель проводит словарную работу.

1

Воспитатель: Дети, давайте вспомним о казачьих поговорках.

Дети: *Конь казаку лучший друг.

*Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.

*Казак сам ни ест, а коня накормит.

*Казак без коня, что солдат без ружья.

* Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.

*Сам погибай, а коня выручай.

*Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

Воспитатель: А еще мы знаем много кубанских традиций.

Дети:     *Казаки гостей встречают хлебом – солью.

*На службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием.

*Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы».

*На казачьих праздниках всегда проходят скачки.

Дети рассматривают фотографии.

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый сундучок. Он называется – скрыня. Казаки в нем хранили нарядную одежду. Давайте посмотрим  что в нем.

Дети рассматривают одежду, бусы, вышитые рубахи, пояса, фартуки, веночки.

 

Воспитатель предлагает  померять наряды.

 

Дети наряжаются. Кружатся перед зеркалом, пританцовывают под народную музыку, любуются собой в казачьей одежде.

1

Воспитатель: Теперь вы настоящие казачата !.

 

 

Воспитатель: А вот об одной казачьей традиции вы позабыли. Из покон веков на Кубани любили петь. На свадьбах или проводах в армию, в поле, и за прялкой, и у люльки малыша. А мы тоже с вами знаем казачью песню, давайте ее споем.

 

 Дети поют песню «Казачок».

1

« Мы играем и поём»       

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

Воспитатель предлагает поиграть.

 

             Сюжетно – ролевая игра: «Готовим обед казака».

2 1

               Драматизация «Уходил казак служить».

1

Воспитатель: А еще казаки по вечерам рассказывали интересные сказки.

Предлагаю вам послушать казачью сказку «Ивасик».

Дети садятся на лавочку и слушают сказку.

Бьют часы с кукушкой.

Воспитатель: Дети! Часы не зря бьют. Мы с вами засиделись на казачьем подворье. Запомнили ли вы, хлопчики и девчата то, что я вам рассказывала? Как называется глиняный горшок для молока?

Дети: Глэчик.

Воспитатель: А для теста?

Дети: Макитра.

Воспитатель: А чем гладят казачки белье, как называется этот «утюг» ?

Дети: Рубель.

Воспитатель: Ну, молодцы, настоящие казачата!

2

 

 

 

 

 

 

 

Цель занятия

Знакомить детей с жизнью, бытом и культуроКубанского казачества.

Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Воспитывать  любовь к малой Родине.

Словарная работа:глэчик,рубель,скрыня,глэчик.

Предварительная рассматривание старых фотографий  посещение музея, беседы с детьми разучивание поговорок, песни.

 

 

 

 

Опубликовано в: Методическая копилка •  Янв 14  •  Комментарии: 0.