Формирование здорового образа жизни в младшей группе

1Ст.воспитатель Кузнецова Е.Н.

В настоящее время и воспитатели, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. Очень важным является формирование у ребёнка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни.

Как это сделать? Как нацелить ребёнка на то, что нужно ухаживать за своим телом, своей кожей, беречь глаза, уши, зубы, руки и ноги? Как научить его следовать определённому режиму дня, заботится о сне, о питании? Как помочь ему уберечь себя в мире, полном опасностей и неожиданностей? Решить эти задачи путем простой передачи знаний невозможно.

         Долг каждого воспитателя, долг родителей и педагогов заключается не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающими миром.

          Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников, основной материал я преподношу с помощью наглядных и практических методов, для этого широко использую наблюдение, обследование, самообследование, эксперимент и собственную продуктивную деятельность детей.

Прежде всего,  важно уточнить знание детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела вообще. Эта работу лучше начинать с детьми с  младшего дошкольного возраста, так как те, кто постарше, без труда решают такую задачу: «Покажи, где у тебя (у мамы, у собачки) глазки, ушки, носик, язычок…». Я использовала различные игры, такие как «Спрячь ушки» (носик, глазки и т.д.) «Умывалочка», т.е. говорю: «моем ручки, ушки, глазки, ножки», малыши имитируют движения. Использовала различные иллюстрации, пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры, читала народные потешки, песенки. В простых упражнениях типа «Закрой глазки, нет, не руками, просто закрой», «покажи язычок», «давай спрячем носик от мороза», «ножками потопай, ручками похлопай», «покажи пальчики, сожми их в кулачок» тоже заложено своего рода обучение владению собственным телом.

Важность этого этапа заключается в том, что у детей фиксируется внимание на их органах чувств и частях тела, закрепляются знания о них.

Затем я решила выяснить, понимают ли дети назначение органов чувств и частей тела. Детям первой младшей группы я задавала такие вопросы как: «Зачем тебе глазки?, носик, ротик, ушки, язычок ноги, руки?..»  На вопрос «Зачем тебе глазки? Алеша ответил: «Чтобы плакать», а на вопрос «Зачем тебе язычок? Вероника ответила: «Чтобы его показывать». Других ответов я и          не надеялась услышать.  Если,  на эти вопросы ребёнок  трёх лет ответит: «Глаза – чтобы слёзы вытирать», а «ухо – чтобы чистить после купания», то для такого возраста ответ можно считать правильным, так как малыш верно соотнёс орган с тем, как использует его в жизни сам. В силу наглядности и конкретности мышления и неумения устанавливать причинные связи и зависимости, да и в силу малого жизненного социального опыта, трёхлетний человек вряд ли сможет дать другой ответ.

Вопрос «Зачем тебе глаза, уши и т.д.?» задается детям  и в дальнейшем. Чем старше ребята, тем точнее должны быть их ответы.  Хорошо, когда такому

вопросу предшествуют упражнения, опыты, наблюдения за собой, игры.   Например, я предлагала  детям закрыть глаза и рассказать, что они «видят» вокруг себя. Предлагала детям нарисовать  что-нибудь закрытыми глазами. Затем дети самостоятельно делали выводы, почему им было трудно выполнить  задание. Попутно здесь затрагиваются задачи нравственного направления, например, уважительно относиться к  людям, у которых проблемы со зрением, умение сопереживать, стремиться им помочь и т.д.   Или  использовала такой прием: предлагала  посмотреть на предмет и рассказать о нём, а затем взять предмет в руки, обследовать его, послушать звучание и повторить рассказ о предмете. Объяснить, почему рассказ стал полнее, какие органы чувств помогли ему в этом.

В педагогическом процессе  я использовала  дидактические игры типа «Определи по звуку» (какой инструмент звучит, какой предмет издает звук?); «Угадай, кто позвал», «Чудесный мешочек», «Что ты ешь», «Узнай по запаху», «Чей нос?» и другие.

В результате,  дети  самостоятельно приходили к выводу, что каждый орган чувств и часть тела жизненно  необходимы человеку,  все они помогают больше узнать об окружающем.

Чтобы сохранить и укрепить здоровье, нужно попытаться научить ребёнка управлять своим организмом. Но для того, чтобы управлять организмом, надо, прежде всего, знать его: как он устроен, как работает, что и почему для него полезно, а что вредно.

Также необходимо учитывать возраст и знания детей, не перегружать большим объемом информации, научными терминами. Информация должна быть доступной, понятной и, конечно же, интересной для детей.

Работая с детьми младшего возраста, я стараюсь включать в свою работу как можно больше игр, потому что,  играя, дети учатся с удовольствием. Игры дают детям шанс порадоваться собственной силе, ловкости и находчивости, сделать что-то самостоятельно, с партнером, в небольшой группе или вместе со всеми.  Удовольствие, которое ребенок получает, когда чувствует, что может выполнить задание или что-то делает хорошо, становится основой позитивного образа себя. Душевная радость тесно связана с телесной, и они в равной степени важны для нормального развития ребёнка.

Коммент. отключено