«Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Подготовила:

                                                                                 Ст. воспитатель

                                                                                 Кузнецова Е.Н.

 

Консультация по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности.

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования).

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде (п. 3.3.) «… среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, возможности для уединения…. Насыщенность среды должна соответствовать возрасту детей и содержанию Программы. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала ДО»

Письмо Минобрнауки России от 28.02.14 № 08-240 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования

«Развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой программы Организации (группы) образовательное оборудование, мебель и др., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы) .

Образовательная среда включает… РППС, взаимодействие между педагогами и детьми, детскую игру, предметное содержание образовательных областей и другие условия… »

Принципы по ФГОС ДО

  • полифункциональность
  • трансформируемость
  • вариативность
  • насыщенность
  • достаточность
  • Безопасность

Основные принципы построения развивающей среды

  • Принцип дистанции позиции при взаимодействии — принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого (Использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).
  • Принцип активности — это возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды (Использование больших модульных наборов; стен, ширм)
  • Принцип стабильности-динамичности. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности: использование сборно-разборной мебели; игрушечной мебели; емкостей для хранения игрушек; мягкие плоскости, подиумы для отдыха. Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, здесь же возможно создание тематических зон (Использование игровых столов сложной конфигурации; Мебель-трансформер; Игрушки-заменители).
  • Принцип сочетания привычных и неординарных элементов. Эстетическая организация среды, следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.
  • Гендерный принцип. Начиная с 4-х лет необходимо учитывать полоролевую идентификацию;

Стратегия и тактика построения развивающей среды в ДОУ определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности.

В организации предметно-пространственной среды группового помещения предлагается рамочная полифункциональная конструкция зонирования группового помещения Н. А. Коротковой

Рамочная конструкция должна быть конкретизирована воспитателем «под свою группу» в зависимости от возможностей ДОУ и от состава детей.

Согласно ее исследованиям необходимо и достаточно разделить групповое пространство на три части:

1) зону для спокойной, по преимуществу, деятельности,

2) активную зону,

3) рабочую зону,

для того чтобы обеспечить содержательную базу образовательного процесса в ДОУ.

Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы.

Рабочий блок (50%) Здесь размещаются центры науки, игротека (математики, искусства, а также информационная доска и шкаф с материалом для работы в рабочей зоне. Именно эта зона превращается в полифункциональное, трансформирующее рабочее пространство. Она содержит материал и оборудование для занятия продуктивной деятельностью, «лаборатория» для занятия позновательно-исследовательской деятельностью и место свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми. Именно здесь используются столы разные по конфигурации. Столы должны быть лёгкими, подвижными. Все центры маркируются с помощью табличек с условными обозначением.

Вся мебель не размещается только вдоль стен и имеет подвижные границы между блоками (перемещающие стеллажи, витрины, ширмы, двухсторонние мольберты, крупные объемные модули и т. п.) . Разделение смысловыми маркерами включает также ковры и ли подиумы. Каждый блок включает соответствующий материал. Весь материал должен быть функциональным, а не витринным: надо чтобы ребенку было удобно взять, перенести с места на место (не рассыпая по дороге, не мешая играющим рядом и т. п.) . Материалы следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, деревянных, картонных коробках, контейнерах и т. п.) с яркими метками-значками, облегчающих выбор.

-детские столы и стулья

-Доска

— Стеллажи

— — игровые настенные панели

— Магнитные плакаты

НОД и виды самостоятельной детской деятельности (продуктивная, познавательно-исследовательская) .

Блок активной деятельности (30%) Блок для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства — активным движением, возведение крупных игровых построек и т. п. (условно – «активная» зона). Здесь находятся центры сюжетно-ролевой игры, строительно-конструктивных игр, физкультурный инвентарь.

-ковер

-Крупный конструктор

-Крупные игровые маркеры

-Игровые модульные трансформеры

-Игровые настенные панели

-физкультурное оборудование

Виды самостоятельной деятельности: сюжетно-ролевая игра,

двигательная. конструирование

Блок спокойной деятельности (20 %) Здесь можно разместить центры «Книги», «Театрализованной деятельности».

— ковер

-столик, диван

— Многофункциональные ячеечные стеллажи

-уголок природы

— Ширма (театральный, музыкальный уголки)

— мобильный игровой стол

Виды самостоятельной деятельности: чтение, музыкальная, театрализованная, режиссерская игра, коммуникативная, познатательно-исследовательская

В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования.

Использование компонентов предметно-пространственной среды

Группа ДОУ может иметь свое название и соответствующий ему стиль оформления, которая может лечь в основу дизайнерских разработок по оформлению приемной групповых помещений. Например, в ней размещены визитные карточки с фотографиями детей и педагогов. На личном шкафчике каждого дошкольника написано его любимое имя, внутри кабинки — данные его родителей, контактные телефоны.

С целью индивидуализации педагогического процесса могут использоваться следующие компоненты детской субкультуры: стенд или уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. Его можно дополнить гороскопом, названием сезона, месяца, числа; в приемных групп размещаются желания детей ко дню рождения, Новому году, записанные с их слов воспитателем или самим ребенком (6-7 лет). В группе оформляется Уголок именинника, «Паровозика желаний» и т. д.

Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря рубрике «Мое настроение».

В группах старшего возраста в творческой форме (на листочках, цветочках и т. п.) воспитатели совместно с ребенком фиксируют его достижения, например, дошкольник научился завязывать шнурки, рисовать домик. Для этого заполняется рубрика ‘Я молодец, я научился».

Главная идея дизайнерских разработок по оформлению игровых и спальных комнат групповых помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, группа должна быть насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности.

Материалы в группе могут также воплощаться во временных компонентах детской субкультуры, т. е. присутствующих периодически, например, коллекциях, газетах, выставках, мини-музеях, оформленных совместно с родителями, и продуктах детской деятельности, полученных в результате реализации проектов (книжках-малышках, альбомах, фотоальбомах, макетах и т. п.) .

Коллекционирование — доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве сокровищ».

Стена «Наша жизнь, наши успехи» используется для демонстрации личных достижений воспитанников в городских, краевых и Всероссийских конкурсах, выставках рисунков дошкольников, тематических фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события, разнообразных выставок-конкурсов детских работ, выполненных в нетрадиционной технике (карвинг, бумажная пластика и т. д.) .

Коммент. отключено