Речевое развитие — одна из важнейших задач дошкольного воспитания.
Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.
Психологические исследования показывают, что дети средней группы более
любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной
действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам:
выражение своих мыслей) ;
которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл) ;
Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи
окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое
развитие оказывают семейное и общественное воспитание.
В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.
Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.
Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка
обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень
культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы
и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически
правильной речи.
На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!
1) Развитие интонационной выразительности речи.
Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти
годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании
стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью,
невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что
дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний.
Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с
интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении
литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп
своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и
тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или
совместное обыгрывание известных ребенку сказок.
2) Художественное слово в воспитании дошкольников.
Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение
внимательно слушать произведения художественной литературы,
сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не
только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка.
Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам
для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и
рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку
не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его
познавательные способности.
3) Речь и мелкая моторика рук.
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию
мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,
затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой
зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних
условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием,
но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос,
распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных
поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям,
а так же решат одну из задач развития речи.
Предлагаем интересные упражнения для развития речи дошкольников.
Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.
Теперь скажу я слово трус, ответишь ты храбрец.
Теперь начало я скажу, ну отвечай…(конец);
Ложка — это ложка, ложкой суп едят.
Кошка — это кошка, у кошки семь котят.
Тряпка — это тряпка, тряпкой вытру стол,
Шапка — это шапка, оделся и пошел.
А я придумал слово, смешное слово — плим.
Я повторяю снова — плим, плим, плим…
Вот прыгает и скачет — плим, плим, плим.
И ничего не значит — плим, плим, плим.
— Миша пошел гулять (когда?)…;
— Мише стало грустно (отчего?)…;
— Миша обрадовался (когда?)…;
А в заключение хотелось бы процитировать известного французского писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не поучения, а примеры! ». Поэтому родитель всегда должен помнить, что лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь — результат общения взрослого с ребенком!
Ст. Воспитатель Кузнецова Е.Н.