«Весна пришла» Развивающие игры

1ст. воспитатель Кузнецова Е.Н.

                           

Вот и наступили первые весенние дни, такие долгожданные. Мир вокруг нас изменяется удивительным образом – пробуждается природа.

Все чаще стало проглядывать чистое голубое небо, все больше слышно щебетание ранних птах и звонкая капель.  Уже совсем скоро мы сможем наслаждаться ароматом молодой листвы и сочными окрасками травы и первых цветов.

Эти чудесные ощущения вызывают радость и восторг как у детей, так и у взрослых.

Можно (и нужно) вместе с детьми наблюдать за необыкновенным перевоплощением природы, побуждая ребенка не только эмоционально реагировать на изменения природы, но и стараться отражать свое впечатление в речи, в рисунке или игре.  Это способствует его активному всестороннему развитию – развитие речи, развитие логики, мышления, развитие памяти.

Используйте для этого развивающие игры, загадки о весне, стихи и песни о весне, весенние приметы и  пословицы, сказки…

 

Развивающие игры с ребенком весной.

 

«Пришла весна

Во время прогулки с малышом, поговорите с ним о наступлении весны.

Спросите его, что бывает весной? (Яркое солнце, голубое небо, снег тает, журчат ручейки и много луж, по которым он так любит бегать или пускать кораблики).

Какие звуки чаще слышатся весной? (Звон капели, журчание ручейка, пение птиц, шелест весеннего дождика).

Какие запахи мы чувствуем весной? (Запах первых цветов – распускающихся подснежников, талого снега, молодых березовых почек).

Если ребенок затрудняется с ответом на вопросы, подскажите ему, обязательно проиллюстрировав свой ответ. Дайте ему возможность самому убедиться — увидеть ручейки, услышать пение птиц, пробежаться по луже, понюхать появившиеся почки.

 

«Найди отличия» 

В этом упражнении для начала лучше использовать картинки с изображением снежной зимы и пробуждающейся весенней природы. Подберите картинки и попросите малыша сравнить их. Если он будет затрудняться, помогите ему, начинайте фразу, а он закончит ее сам.

— На картинке «Зима» небо хмурое, темное, лежат сугробы, а на картинке «Весна» – небо (светлое, голубое, ясное), светит (солнце).

— На картинке «Зима»  снегопад, дети лепят снеговика, а на картинке «Весна» бегут (ручейки), снег (тает), появляются (цветы).

— На картинке «Зима» ветки деревьев голые, без листвы, на ветках лежит снег, а на картинке «Весна»  — на ветках деревьях появились (зеленые листочки)…

— Предложите малышу, посмотрев на картинки, сравнив их, закончить фразу:

«Весной нет …» (снега, сугробов, снежных горок, снеговиков…).

«Зимой нет …» (ручейков, цветов, зеленых деревьев, цветов…).


Пейзаж «Весенние приметы»

Приготовьте лист бумаги и цветные карандаши. Поговорите с ребенком о весне и предложите игру – найти и нарисовать приметы весны. Можно ему подсказать, чтобы он посмотрел на одежду, в которой гуляет на улице. Что он сейчас стал одевать? Курточку, а зимой носил теплую шубку, толстый свитер, шерстяные варежки и носки.

Солнышко пригревает, и на улице стало теплее – вот и  первая примета весны. Рисуем солнышко.

Солнышко припекает, поэтому  тает снег и бегут ручейки. Вот мы нашли и вторую примету весны. Рисуем ручейки или лужи.

В народе говорят, если распустилась верба, зацвела Мать-и-мачеха и появилась молодая трава  – пришла весна. Это мы определили третью примету весны — рисуем травку.

На деревьях набухают нежные почки, на березе и тополе появляются сережки, следом распускаются молодые листочки. Почки, сережки, листочки – это еще одна весенняя примета. Нарисуйте вместе березку с листочками.

Обратите внимание ребенка на воробьев: они весело щебечут, суетятся, тащат сухие веточки и травинки. Радуются весне. Стали появляться птицы, которые улетали на зиму – скворцы, грачи, ласточки. (Самих птиц увидеть не так просто, поэтому покажите ребенку фотографии или рисунки птиц). Вместе с ребенком нарисуйте птичку (а может и не одну) птичку.

Вот сколько примет весны мы нарисовали.

 

«Верба – символ весны»

Гуляя с ребенком покажите ему куст вербы, дайте потрогать, понюхать и расскажите о вербе…

Верба является символом наступления весны, ведь она зацветает одной из первых. У многих деревьев и кустов ветки еще голые, а вербовые веточки уже радуют нас своими светящимися желтыми шариками – так цветет верба. Если прикоснуться к желтому шарику рукой, то на руке останется желтый след – пыльца вербы.

Желтые цветы вербы пахнут медом. На этот аромат слетаются различные насекомые — бабочки, мушки, комарики, жучки. Верба красива, словно золотой букет среди других деревьев и кустов.

Вместе с ребенком поставьте дома в вазу с водой несколько прутиков вербы и понаблюдайте за тем, как веточки изменяются, как появляются первые почки, как распускаются листочки.

 

«Золотая Мать-и-мачеха»

Во время прогулки с ребенком, найдите распустившиеся цветы мать-и-мачехи. Расскажите немного про этот удивительный цветок.

Мать-и-мачеха набирает свой цвет раньше всех цветов и трав. Еще земля не оделась в зеленую травку, а уже повсюду можно встретить золотые кружочки Мать-и-мачехи — желтые цветы на толстых коротких стеблях. Первыми распускаются солнечные цветы Мать-и-Мачехи и только потом появляются листья.

Но именно  листья дали цветку такое необычное название. Если рассмотреть листочки поближе и потрогать их, можно почувствовать, что снизу листья покрыты мягкими пушистыми волосками и на ощупь кажутся нежными и теплыми. От этой стороны происходит первая часть названия цветка — мать. Верхняя же сторона листка холодная и гладкая. Это — мачеха.

Чтобы закрепить усвоенные знания, попросите малыша рассказать про удивительный цветок папе, бабушке или дедушке.

Наблюдения за изменениями в природе, сравнивание зимней природы и весенней, побуждают ребенка к активной мыслительной деятельности, подталкивают развитие логического мышления.

 

Во время развивающих игр малыш учится замечать явления природы, называть их, сравнивать и делать первые обобщения. Новые знания лучше усваиваются и закрепляются во время игр и влияют на развитие речи малыша.

 

Коммент. отключено