Цель: духовно- нравственное воспитание, развитие творческих способностей, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
«Те высокие нравственные, эстетические
и интеллектуальные чувства, которые
характеризуют развитого взрослого человека и
которые способны вдохновить его на большие
дела и на благородные поступки, не даны
ребенку в готовом виде от рождения.
Они возникают и развиваются на протяжении
детства под влиянием социальных условий жизни
и воспитания».
Александр Владимирович Запорожец.
В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально- волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.
Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.
Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками.
Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Такие сказки как «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка» учат слушаться родителей, старших. А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.
Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ и семьи. И как конечной цели воспитание гуманистически целостной духовно развитой личности, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию, имеющую желание путем внутренней работы приобрести твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, направить свою деятельность на служение благородному делу, своему Отечеству.
Срок | Тема | Содержание работы | Практический выход |
В течении года | — изучение нормативных документов;
— чтение конкретных педагогических периодических изданий; — чтение методической, педагогической и предметной литературы; — обзор в интернете информации по образовательным областям; — посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег; — дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; — систематическое прохождение курсов повышения квалификации; — проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег; — изучение и внедрение новых технологий; — общение с коллегами в детских садах, районе, городе и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями. — участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в профессиональных конкурсах; — работа с родителями; — информация для родителей о театральной деятельности в детском саду (консультация, анкетирование, памятки) — разработка новых форм, методов и приёмов обучения; — доклады, выступления; — работа с детьми в театральном кружке; — оформление театрального уголка; — работа со студентами педагогического колледжа; |
||
Сентябрь
2014 г. |
Работа над темами: -знакомство с театром; -кто работает в театре; -правила поведения в театре; -с/р игра «Театр». |
Изучение закона об образовании в новой редакции
Изучение нового СанПиН Подбор и приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта Разработка Авторской программы «Правильное детство» по духовно- нравственному развитию дошкольников средствами театрально деятельности на первый год Разработка рабочей программы для театрального кружка «Теремок» на первый год. Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.
Беседы, просмотр картинок и видео- роликов. Знакомство с театральными профессиями. Знакомство с устройством театра изнутри.
|
Консультация для родителей по теме «Театр- наш друг и помощник»
(анкетирование, памятки). Изготовление папки- передвижки .
Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх. |
Октябрь
2014 г. |
Работа над темами:
-варежковый театр; -мимика; -сила голоса; -пальчиковый театр.
|
Артикуляционная гимнастика;
упражнение угадай интонации; скороговорки; игра «Успокой куклу»; игра «Теремок»; отгадываем загадки Артикуляционная гимнастика; игра «Перебежки»; пальчиковые игры; игра «Веселый бубен», Игра «Эхо» «Праздник со Смешариками» (игра «Караван», викторина, загадки, игра «Энциклопедия», игра «Ожившие механизмы», игра «Найди и исправь ошибку» |
Освоение навыков владения варежковым и пальчиковым театрами.
Развитие мимики; раскрепощение через игровую деятельность; Развивитие силы голоса; работа над активизацией мышц губ.
|
Ноябрь
2014 г. |
Работа над темами:
-плоскостной пальчиковый шагающий театр; -пантомима; -сила голоса и речевое дыхание; -конусный настольный театр; -мимика и жесты
|
Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»;
упражнения на развитие сенсомоторики; этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры пальчиковые игры; этюд «Цветочек»; игра «Гудок»; скороговорки; этюд «Удивительно» игра «Прекрасный цветок»; игра «Дует ветер»; пальчиковые игры; игра «Медведь и елка»; игра «Солнечный зайчик»; этюд «Это я! Это мое!» игра «Волк и семеро козлят»; игра «Одуванчик»; этюд «Великаны и гномы»; упражнения на тренировку памяти; игра «Радуга»; этюд «Медведь в лесу»
|
Освоение навыков владения шагающим пальчиковым театром театром (инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка»).
Освоение навыков владения конусным настольным театром (инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах»). Развитие умения концентрироваться на предмете и копировать его через движения; развитие сценической раскрепощённости; развитие силы голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ Развитие воображения; обучение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние. |
Декабрь
2014г. |
Работа над темами:
-теневой театр -куклы би-ба-бо; -слух и чувство ритма.
|
Артикуляционная гимнастика;
игра «Лиса и волк»; игра «Ловим комариков»; игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры; отгадываем загадки; этюд «Колокола»; игры- диалоги; игра «Чудесные превращения» |
Освоение навыков владения теневым театром (инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди»). Освоение навыков владения театром би-ба-бо (инсценировка сказки «Волк и лиса»).
Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью. Развитие слуха и чувства ритма у детей. Конкурс рисунков «В театре» (организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса) |
Январь
2015 г. |
Работа над темами:
-театральные игры; — куклы-говорунчики — штоковый театр; -сценическая пластика
|
Артикуляционная гимнастика;
игра «Что изменилось?»; игра «Поймай хлопок»; игра «Я положил в мешок..»; игра «Тень»; этюд «Гадкий утенок» игра «Внимательные звери»; игра «Веселые обезъянки»; игра «Угадай что я делаю»; игра- викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?»; сочиняем сказку сами; игра «Не ошибись»; игра «Если гости постучали»; пальчиковые игры «Бельчата»;
|
Развитие игрового поведения, готовность к творчеству; развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, уверенности в себе.
Освоение навыков владения куклами- говорунчиками и штоковым театром. Повторение с детьми основных ПДД Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. Развитие умения передавать через движения тела характер животных. |
Февраль
2015 г. |
Работа над темами:
-расслабление мышц; — театр из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов); -магнитный театр; -театр кукол-оригами; -чувства и эмоции.
|
Артикуляционная гимнастика;
этюд на расслабление мышц «Штанга»; игра «Волк и овцы»; скороговорки; пальчиковые игры; изготовление кукол-оригами для театра; упражнения на тренировку памяти; игра «Заря»; этюд «Отряхнем руки»; пальчиковые игры этюд «любимая игрушка»; игра «Старый сом»; упражнения на развитие сенсорной моторики; игра «Кошка и скворушки»; игра «Почта»; этюд «Кривое зеркало». |
Развитие умений владеть собственным телом; управлять собственными мышцами.
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности (инсценировка сказки «Репка», «Три поросёнка», «Кот и пес») Дать детям возможность ощутить себя «творцами» кукол. Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» (семейное видео или фото о том как это делалось) Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса. Знакомство с миром чувств и эмоций; развитие умений передавать чувства и эмоции. |
Март
2015 г. |
Работа над темами:
-театром масок; -театр на фланели;
-инсценировка шуток-малюток; -культура и техника речи. |
Сочиняем сказку сами;
артикуляционная гимнастика; игра «Птицелов»; пальчиковые игры; игра «Считай до пяти»; игра «Больной зуб»; игра «Укачиваем куклу»; игра «Игра со свечой»; игра «Самолет»; игра Мяч эмоций»; |
Освоение навыков владения театром масок (инсценировки сказок «Мужик и Медведь»,
«Волк и Семеро козлят», «Курочка Ряба») Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением. Формирование правильного четкого произношения (дыхание, артикуляция, дикция); развитие воображения; расширение словарного запаса. Консультация для родителей на тему «Роль эмоций в жизни ребенка» (анкетирование, памятки). |
Апрель
2013 г. |
Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад» | Артикуляционная гимнастика;
разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. |
Развитие эмоциональной, связно — речевой сферы у детей через театральную деятельность
|
Май
2015 г. |
Театрализованное представление.
Экскурсия в кукольный театр.
|
Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности;
раскрытие творческих способностей детей. |
Показ спектакля родителям.
Увидеть своими глазами что такое театр, как он устроен и как работают артисты. По возможности заглянуть за кулисы. |