Методический проект для педагогов «О здоровье — всерьёз»

 

Аннотация проекта

 

Проект долгосрочный, рассчитан на учебный год (с сентября по май) и направлен на педагогов ДОУ. В ходе проекта педагоги уточнят нормативно-правовые документы по проблеме сохранения и укрепления здоровья дошкольника, смогут определить уровень своих знаний и умений по данной проблеме с помощью анкетирования и самоанализа, а также уточнят и пополнят знания по вопросам здоровьесбережения через различные формы работы, а именно: консультации, семинары-практикумы, открытые мероприятия, мастер-классы, педсовет.

 

Постановка проблемы.

 

По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». И, действительно, самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации; чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения. Этому искусству, мы думаем, и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного.

Дошкольный возраст является решающим периодом в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. На этом этапе важно воспитать у детей осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка возможно лишь в том случае, если за время его пребывания его в детском саду осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию и оздоровлению, которая складывается в определенную систему.

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего и укрепляющего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

Цель проекта:

Основной целью проекта является повышение компетентности педагогов по физическому воспитанию, созданию условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Задачи проекта:

  1. Проанализировать знания и умения педагогов по физическому воспитанию, созданию условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
  2. Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми с использованием различных здоровьесберегающих технологий.
  3. Совершенствование системы работы педагогов по физическому воспитанию, созданию условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
  4. Стимулирование творческой деятельности педагогов к физкультурно-оздоровительной работе.

Стратегия достижения поставленных целей и задач

Реализация поставленных задач будет происходить в три этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.

1 этап – анкетирование педагогов по вопросам физкультурно-оздоровительной работы (Приложение № 1, 2, подбор методической литературы.

2 этап — реализационный.

План реализации:

Консультации для всех воспитателей «Организация двигательной активности на прогулке с позиции безопасности и сохранения здоровья дошкольников»;

Для воспитателей младших групп «Двигайтесь на здоровье»

Для воспитателей старшего дошкольного возраста «Формирование здорового образа жизни посредством валеологии»;

Для всех воспитателей «Значение двигательной активности в неорганизованных видах деятельности»;

Для воспитателей старших и подготовительных групп «Формирование у старших дошкольников целостного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания»

Для всех воспитателей «Закаливание в летний период»

Семинары, семинары — практикумы «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»,

«В здоровом теле — здоровый дух» — 1-е занятие «Развитие физических качеств у дошкольников»;

2-е занятие «Совершенствование работы по развитию основных движений дошкольников»

Рефлексивно-ролевая игра «Что поможет ребенку в нашем детском саду быть здоровым? »

Тренинги Для воспитателей младших и средних групп Дыхательная гимнастика «Поиграем с носиком», «Ёжик» и др.,

гимнастика пробуждения.

Для воспитателей старших и подготовительных групп Массаж биологически активных точек, точечный массаж, самомассаж.

Мастер-классы «Здоровье и спорт» — организация и проведение спортивных, народных игр и упражнений в младшем и среднем дошкольном возрасте

Познавательно-оздоровительное занятие в старшей группе «Путешествие в страну Носарию»

Физкультурно-оздоровительное занятие в подготовительной группе «Радуга здоровья»

Конкурсы-смотры «Нестандартное спортивное оборудование»,

«Лучший физкультурный уголок»

Недели Здоровья Проведение оздоровительного часа в разных возрастных группах;

Занятия по валеологии в средней группе на тему: «Наши глаза»,

в подготовительной группе

«Как и чем мы дышим»,

в младшей группе «Нос и уход за ним»,

Интегрированное физкультурно-речевое занятие «Путешествие в лес»,

Физкультурный досуг в старших и подготовительных группах «Спорт- это сила и здоровье»

Развлечение «Путешествие в страну Здоровья» в младших и средних группах

Педсовет с использованием интерактивных форм работы Тема: «О здоровье – всерьез»

— Вступительное слово «Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ»

— Что такое Здоровье?

— Анализ заболеваемости за прошедший год.

— Нормативно-правовые документы, регламентирующие задачу сохранения и укрепления здоровья;

— Отчеты воспитателей об оздоровительной работе, проводимой в каждой возрастной группе;

— Составление модели здорового ребенка;

— Блиц-опрос педагогов по теме педсовета, работа с карточками;

— Итоги рейда «Безопасные условия пребывания детей в детском саду»;

3 этап – повторное анкетирование педагогов по вопросам физкультурно-оздоровительной работы, сравнительный анализ, выводы.

Ожидаемые результаты.

  1. Осознание педагогами понятия «Здоровье».
  2. Повышение уровня компетенции педагогов по организации физкультурно-оздоровительной работы.
  3. Постоянное использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий.
  4. Пополнение физкультурных уголков нетрадиционным оборудованием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приложение 1

 

АНКЕТИРОВАНИЕ

воспитателей по вопросам физического воспитания детей

 

— Назовите задачи образовательной области «Физическая культура» _________________________________________________________________

— С какими образовательными областями интегрируется образовательная область«Физическаякультура» ____________________________________________________________________________________________________________________________________

— Какие знания получают дети в процессе физического воспитания ________________________________________________________________

— Чем руководствуется воспитатель при отборе упражнений для любой

возрастной группы ________________________________________________

— С какого возраста используются упражнения в соревновательной форме и почему? _________________________________________________________

— Чем отличается распоряжение от команды? ___________________________

— Что такое корригирующие упражнения? ______________________________

— Какие физические качества необходимо формировать в процессе обучения движениями? ______________________________________________________

  1. С какой целью используются зрительные ориентиры, как приём обучения? _________________________________________________________________
  2. Почему надо называть разученное детьми упражнение? ________________________________________________________________

— В каких группах преимущественно используется имитация как прием обучения физическим упражнениям и почему? __________________________

— В каких ситуациях используется помощь воспитателя как прием обучения? _________________________________________________________________

— Каково назначение наглядных методов обучения? ______________________

— Какова роль воспитателя в ситуациях, когда упражнение показывает ребенок? _________________________________________________________________

-Почему команда, как прием, не имеет эффекта в младшей группе? ________________________________________________________________

— Почему нужно менять характер показа, если он используется многократно при разучивании упражнений? __________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приложение 2

Уважаемый воспитатель!

Предлагаем вам суждения, касающиеся организации физкультурно-оздоровительной работы, проводимой с детьми в условиях ДОУ. Ваше согласие с суждениями отразите в графе «регулярно», «часто», «редко», соответствующей вашей профессиональной компетенции.

Ф. И. О. воспитателя ___

  1. Провожу упражнения на развитие разных групп мышц, на поднятие и поддержание тонуса
  2. Использую подвижные игры с ходьбой, бегом, лазанием на прогулке
  3. Внимательно наблюдаю за самочувствием ребенка на занятиях, его реакцией на нагрузки
  4. Варьирую физическую нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка
  5. Стремлюсь пробудить у каждого ребенка интерес к здоровому образу жизни
  6. Использую игровые мотивации при проведении гимнастики, физкультминуток, занятий.
  7. Определяю в плане работы время для проявления двигательной активности детей
  8. Провожу в соответствии с планом физкультурно-оздоровительной работы:

— подвижные игры на свежем воздухе;

— гимнастику после сна;

— гимнастику для глаз по профилактике усталости;

— прогулки;

— индивидуальную работу по физическому воспитанию;

— физминутки на занятиях.

  1. Постоянно информирую родителей о физическом состоянии и развитии ребенка через:

— информационные стенды;

— устные сообщения (индивидуальные беседы) ;

— родительские собрания

 

Коммент. отключено