Необходимость предупреждения острых респираторных заболеваний (ОРЗ)
обусловлена высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на состояние их здоровья, формированием рецидивирующей и хронической бронхолегочной патологии – причины более половины общей заболеваемости. Часто и длительно болеющие дети, на долю которых приходится до 57% от числа зарегистрированных заболеваний, требуют особого внимания. Патологические изменения, возникающие при этих заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, нарушают проходимость бронхов, что ведет к ухудшению легочной вентиляции.
В возникновении и развитии ОРЗ значительна роль охлаждения. У незакаленных людей охлаждение ступней ног вызывает реакцию слизистых верхних дыхательных путей, проявляющуюся набуханием слизистой носа и других воздухоносных путей, повышением проницаемости покровного эпителия, чиханием, кашлем. При этом обычно хорошо предохраняющий от проникновения вирусов и их токсинов покровный эпителий дыхательных путей не выполняет своей защитной функции. Поэтому общепризнанным является положение о существенной роли закаливания в профилактике респираторных заболеваний. Роль закаливания более значима для профилактики ОРЗ, чем профилактические прививки. Недостаточная эффективность прививок обусловлена не только наличием множества штаммов вирусов этих инфекций, что само по себе осложняет проведение иммунизации, но и их быстрой видоизменяемостью.
Закаливание является одним из общепринятых традиционных методов неспецифической профилактики ОРЗ. В основном это воздушные и водные процедуры с постепенным понижением температуры. В реальной практике дошкольных учреждений трудно одновременно охватить процедурами детей всей группы, обеспечив при необходимости индивидуальные дозировки. Однако в целом традиционные подходы к закаливающим мероприятиям в среде пониженной температуры при правильной их организации могут дать определенный закаливающий эффект.
Более эффективным воздействием обладают нетрадиционные методы закаливания, к которым относятся контрастные методики в пульсирующем режиме.
Если традиционное закаливание предполагает адаптацию к холоду, то при создании пульсирующего микроклимата используется также и тепло, т.е. те два фактора, контраст между которыми (внезапное охлаждение после перегревания) чаще всего провоцирует заболевание ребенка. Модель воздействия тепло-холод-тепло, как правило, обеспечивает выработку быстрых терморегулирующих реакций.
С помощью закаливания, которое представляет собой комплексную систему воспитательно-оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости растущего организма к ослабляющим здоровье колебаниям метеорологических и других факторов, путем тренировки механизмов терморегуляции создаются условия для повышения устойчивости организма. Поскольку в процессе закаливания средовые факторы оказывают влияние на ряд физиологических систем и на обмен веществ, то закаливание можно определить как формирование комплекса функциональных систем, обеспечивающих действенную адаптацию организма к изменяющимся климатическим воздействиям.
Также средствами закаливания могут служить плавание, лечебная физкультура, массаж, дыхательная гимнастика, фитбол гимнастика, массаж стоп, ходьба по «дорожке здоровья». Для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний необходимо не только повышать уровень их двигательной активности, но и систематически проводить активные закаливающие мероприятия. Любое занятие общеразвивающего или оздоровительного характера должно быть интересным, веселым, доставлять ребенку радость и удовольствие.
Мы бы хотели предложить комплекс упражнений для детей 3-4 и 5-7 лет, часто болеющих ОРЗ (примерный комплекс). Смотреть: Приложение №1 и Приложение №2.
Список использованной литературы:
Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий. -М.: Айрис-пресс, 2008.-96 с.
Приложение №1
Упражнения для детей 3-4 лет, часто болеющих ОРЗ
v Спокойная ходьба по залу с переходом на ходьбу с высоким подниманием ног, в течение 1 минуты. Дыхание через нос, сохранение правильной осанки.
v «Самолетики». Бег с разведенными в стороны на уровне плеч руками. Время бега увеличивается на каждом занятии на 8-10 секунд с 10-15 с до 1 мин. За 15 секунд до окончания упражнения темп бега постепенно замедляется. Во время выполнения движения произносится звук «у-у».
v Ходьба по скамейке. Прохождение по гимнастической скамейке и спрыгивание на мягкое покрытие. Упражнение выполняется 1-2 раза.
v «Часики». Исходное положение (и.п.): ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны в стороны: наклон вправо – «тик», влево – «так». Слова произносятся громко, спина прямая, упражнение выполняется 4-5 раз.
v Произношение звуков и слогов с двукратным повторением. Дыхание через одну ноздрю: дует ветер – «фу» (тихо, сильно) ;жужжит жук – «ж-ж-ж». При выполнении упражнения ребенок указательным пальцем поочередно закрывает то одну ноздрю, то другую, осанка правильная. Затем сидя на стуле, руки на коленях, ребенок 2-4 раза поет, как петушок: «ку-ка-ре-ку», лает, как собака: «гав-гав».
v «Аист». Перешагивание через гимнастическую палку, фиксируемую на высоте 40-50 см. Упражнение повторяется 1-2 раза.
v «Маленькие — большие». Приседания: «маленькие» — присесть, руками обхватить колени; «большие» — встать, руки поднять вверх над головой. Упражнение повторяется 3-5 раз. При приседании произносится «ах», при поднимании «ох».
v Бросание мяча в обруч – 2-3 раза. Бросание мяча двумя руками в обруч, расположенный на высоте роста ребенка на расстоянии 1 метра от него.
v «Змейка». Проползание под гимнастической скамьей. Упражнение повторяется 1-2 раза.
v Подтягивание на руках вдоль гимнастической скамьи, лежа на животе, голова приподнята. Упражнение повторяется 1-2 раза.
v «Ножнички». Руки вытянуты вперед, выполняется скрестное движение руками. Упражнение повторяется 4-5 раз.
v «Воздушный шар». Ребенок имитирует надувание воздушного шара, делая вдох носом, выдыхая через рот, медленно разводя руки в стороны. Когда шар стал уже большой, руки максимально разведены, произносят «бах», шар лопается и ребенок приседает.
v Игра малой подвижности или ходьба.
Список использованной литературы: Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий. -М.: Айрис-пресс, 2008.-96 с.
Приложение №2
Упражнения для детей 5-7 лет, часто болеющих ОРЗ
В комплекс упражнений можно включать подвижную игру продолжительностью 2-5 минут.
Список использованной литературы: Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий. -М.: Айрис-пресс, 2008.-96 с.