Аннотация проекта
Проект долгосрочный, рассчитан на учебный год (с сентября по май) и направлен на педагогов ДОУ. В ходе проекта педагоги уточнят нормативно-правовые документы по проблеме сохранения и укрепления здоровья дошкольника, смогут определить уровень своих знаний и умений по данной проблеме с помощью анкетирования и самоанализа, а также уточнят и пополнят знания по вопросам здоровьесбережения через различные формы работы, а именно: консультации, семинары-практикумы, открытые мероприятия, мастер-классы, педсовет.
Постановка проблемы.
По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». И, действительно, самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации; чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения. Этому искусству, мы думаем, и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного.
Дошкольный возраст является решающим периодом в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. На этом этапе важно воспитать у детей осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка возможно лишь в том случае, если за время его пребывания его в детском саду осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию и оздоровлению, которая складывается в определенную систему.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего и укрепляющего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
Цель проекта:
Основной целью проекта является повышение компетентности педагогов по физическому воспитанию, созданию условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Задачи проекта:
Стратегия достижения поставленных целей и задач
Реализация поставленных задач будет происходить в три этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.
1 этап – анкетирование педагогов по вопросам физкультурно-оздоровительной работы (Приложение № 1, 2, подбор методической литературы.
2 этап — реализационный.
План реализации:
Консультации для всех воспитателей «Организация двигательной активности на прогулке с позиции безопасности и сохранения здоровья дошкольников»;
Для воспитателей младших групп «Двигайтесь на здоровье»
Для воспитателей старшего дошкольного возраста «Формирование здорового образа жизни посредством валеологии»;
Для всех воспитателей «Значение двигательной активности в неорганизованных видах деятельности»;
Для воспитателей старших и подготовительных групп «Формирование у старших дошкольников целостного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания»
Для всех воспитателей «Закаливание в летний период»
Семинары, семинары — практикумы «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»,
«В здоровом теле — здоровый дух» — 1-е занятие «Развитие физических качеств у дошкольников»;
2-е занятие «Совершенствование работы по развитию основных движений дошкольников»
Рефлексивно-ролевая игра «Что поможет ребенку в нашем детском саду быть здоровым? »
Тренинги Для воспитателей младших и средних групп Дыхательная гимнастика «Поиграем с носиком», «Ёжик» и др.,
гимнастика пробуждения.
Для воспитателей старших и подготовительных групп Массаж биологически активных точек, точечный массаж, самомассаж.
Мастер-классы «Здоровье и спорт» — организация и проведение спортивных, народных игр и упражнений в младшем и среднем дошкольном возрасте
Познавательно-оздоровительное занятие в старшей группе «Путешествие в страну Носарию»
Физкультурно-оздоровительное занятие в подготовительной группе «Радуга здоровья»
Конкурсы-смотры «Нестандартное спортивное оборудование»,
«Лучший физкультурный уголок»
Недели Здоровья Проведение оздоровительного часа в разных возрастных группах;
Занятия по валеологии в средней группе на тему: «Наши глаза»,
в подготовительной группе
«Как и чем мы дышим»,
в младшей группе «Нос и уход за ним»,
Интегрированное физкультурно-речевое занятие «Путешествие в лес»,
Физкультурный досуг в старших и подготовительных группах «Спорт- это сила и здоровье»
Развлечение «Путешествие в страну Здоровья» в младших и средних группах
Педсовет с использованием интерактивных форм работы Тема: «О здоровье – всерьез»
— Вступительное слово «Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ»
— Что такое Здоровье?
— Анализ заболеваемости за прошедший год.
— Нормативно-правовые документы, регламентирующие задачу сохранения и укрепления здоровья;
— Отчеты воспитателей об оздоровительной работе, проводимой в каждой возрастной группе;
— Составление модели здорового ребенка;
— Блиц-опрос педагогов по теме педсовета, работа с карточками;
— Итоги рейда «Безопасные условия пребывания детей в детском саду»;
3 этап – повторное анкетирование педагогов по вопросам физкультурно-оздоровительной работы, сравнительный анализ, выводы.
Ожидаемые результаты.
приложение 1
АНКЕТИРОВАНИЕ
воспитателей по вопросам физического воспитания детей
— Назовите задачи образовательной области «Физическая культура» _________________________________________________________________
— С какими образовательными областями интегрируется образовательная область«Физическаякультура» ____________________________________________________________________________________________________________________________________
— Какие знания получают дети в процессе физического воспитания ________________________________________________________________
— Чем руководствуется воспитатель при отборе упражнений для любой
возрастной группы ________________________________________________
— С какого возраста используются упражнения в соревновательной форме и почему? _________________________________________________________
— Чем отличается распоряжение от команды? ___________________________
— Что такое корригирующие упражнения? ______________________________
— Какие физические качества необходимо формировать в процессе обучения движениями? ______________________________________________________
— В каких группах преимущественно используется имитация как прием обучения физическим упражнениям и почему? __________________________
— В каких ситуациях используется помощь воспитателя как прием обучения? _________________________________________________________________
— Каково назначение наглядных методов обучения? ______________________
— Какова роль воспитателя в ситуациях, когда упражнение показывает ребенок? _________________________________________________________________
-Почему команда, как прием, не имеет эффекта в младшей группе? ________________________________________________________________
— Почему нужно менять характер показа, если он используется многократно при разучивании упражнений? __________________________________________
приложение 2
Уважаемый воспитатель!
Предлагаем вам суждения, касающиеся организации физкультурно-оздоровительной работы, проводимой с детьми в условиях ДОУ. Ваше согласие с суждениями отразите в графе «регулярно», «часто», «редко», соответствующей вашей профессиональной компетенции.
Ф. И. О. воспитателя ___
— подвижные игры на свежем воздухе;
— гимнастику после сна;
— гимнастику для глаз по профилактике усталости;
— прогулки;
— индивидуальную работу по физическому воспитанию;
— физминутки на занятиях.
— информационные стенды;
— устные сообщения (индивидуальные беседы) ;
— родительские собрания