Ст.воспитатель Кузнецова Е.Н.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых ЗУН по здоровому образу жизни, ценностного отношения к здоровью.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
Направления педагогических здоровьесберегающих технологий:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья (Ритмопластика; Динамические паузы; Подвижные и спортивные игры; Релаксация; Пальчиковая гимнастика; Дыхательная гимнастика; Бодрящая гимнастика; Стретчинг; Корригирующая гимнастика; Гимнастика для глаз);
Технологии обучения здоровому образу жизни
(Утренняя гимнастика; Физкультурные занятия; Серия занятий «Азбука здоровья»; Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия); Коммуникативные игры; Самомассаж; Активный отдых и Туризм и т.п.);
Коррекционные технологии
(Артикуляционная гимнастика; Технология музыкального воздействия; Сказкотерапия; Психогимнастика Арт-терапия;
Технологии воздействия цветом; Фонетическая)
Один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение. В современной дошкольной педагогике особое место занимает интегративный подход к реализации программы, т.е. их взаимопроникновение друг в друга, что способствует развитию творческих способностей детей и их коммуникативных навыков.
Один из нескольких вариантов интеграции — интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определённая проблема, что становится возможным в применении проектного метода или технологии проектирования.
Тип проекта | Содержание | Возраст детей |
Исследовательско- творческий | Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации,
детского дизайна |
Ст. дошкольный
возраст |
Ролево-игровой | Используются элементы творческих игр,
когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы |
Со 2 младшей
группы |
Информационно-
практико-ориентированный |
Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы
(оформление и дизайн группы, витражи идр.) |
Со средней
группы |
Творческий | Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т.п. | С 2 младшей
группы |
ПРОЕКТ-это «пять П»: 1 – Проблема; 2 — Проектирование (планирование)
3 — Поиск информации; 4 – Продукт; 5 – Презентация. Шестое «П» проекта — это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в т.ч. планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.
№ | Этапы | Содержание | |
1 | Выбор темы проекта | Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка,
запросов родителей. Инициатор – воспитатель |
|
2 | Планирование | «Модель трёх вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать?
Как узнать?) Составление «Паутинки» (виды деятельности направленные на реализацию проекта) Составление системной «Паутинки» (базовые знания) Планирование проектов (конечный продукт) Календарное планирование |
|
3 | Реализация проекта | Задача воспитателя:
-организация деятельности детей в центрах активности, -оснащение их оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта |
|
4 | Презентация | Презентация конечного продукта | |
5 | Завершение проекта | Анализ
Подведение итогов |
1-Обследование — действия по алгоритму (1-восприятие предмета в целом (яркая, образная общая характеристика предмета); 2- обследование с анализом (от крупных частей — к мелким, определению их формы); 3- определение строения предмета — соотношение крупных и мелких частей; 4- выделение цвета; 5- рассматривание вновь всего предмета в целом.
2- Наблюдение – организованное воспитателем целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира.
3-Экспериментирование (опыты) — важнейший вид поисковой деятельности: Например, «Состав и свойства почвы»; «Условия жизни растений»; «Воздух и его свойства»; «Вода и ее свойства»; «Магнит и его свойства» и т.п.
Последовательность детского экспериментирования:
1- Проблемная ситуация;
2- Целеполагание;
3- Выдвижение гипотез;
4- Проверка предположения.
5- Формулирование выводов (как получилось)
6- Возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось, что получилось)
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: 1) Место для постоянной выставки, где размещают мини-музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.); 2) Место для приборов; 3) Место для хранения материалов (природного, «бросового»)» 4) Место для проведения опытов; 5) Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).
4- Коллекционирование (классификация) – «Времена года»; «Мир растений»; «Мир животных»; «Виды минералов»; «Виды транспорта»; «Виды спорта»; «Виды профессий» и т.п. На основе коллекционирования могут организовываться музеи (см. Музейная педагогика).
5- Моделирование. Слово «модель» произошло от латинского слова «modelium», которое означает: мера, образ, способ и т.д.
Признаки модели: это мысленно представляемая или материально реализуемая система; она воспроизводит или отображает объект исследования; она способна замещать объекты; ее изучение дает новую информацию об объекте.
Применяется в технологии ТРИЗ, при обучении рассказыванию (мнемотаблицы), при ознакомлении с природой (календари), формировании представлений о времени, при обучении танцам, спортивным умениям и т.п.
6- Макетирование как вид коллективно-творческой деятельности детей (архитектурно-художеств. конструирование) Макет отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта.
Требования к макету: 1. Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив и легко перемещаться с места на место; 2. Макет д/б удобным в обращении, доступен дошкольникам для свободного выбора и игры;
Макет может быть:
напольным (более крупные конструкционные объемы)
настольным (размер ограничивается размером стола или его части)
подиумным (на специальных подставках-подиумах)
настенным в виде объемных картин с передним предметным планом,
а задний – плоскостная картина – фон;
макеты в специальных стеклянных шкафах и полках
На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности взрослых в сфере раннего обучения детей. Они позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивают интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания посредством современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.)
Применение ИКТ в работе современного педагога:
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр на различение реальных явлений от нереальных;
группы игр на воспитание умения владеть собой: реакции на слово, фонематического слуха, смекалки и др.
Обучение в форме игры должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для этого разрабатываемые для обучения детей технологии должны содержать пошагово описанную систему игровых заданий или игр, чтобы педагог был уверен в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком предметного содержания. Этот уровень достижений должен диагностироваться, а сама технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
Цель их- развитие социальных качеств личности, формирование коммуникативной культуры воспитанников через использование игры как основной формы организации жизни детей дошкольного возраста.
Формы организации: Коллективные дела, Работа в малых группах на занятиях, Тренинги на умение договориться; Сказкотерапия; Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации сюжетно-ролевые и режиссерские игры;Самопрезентации; Приемы социально направленные на создание ситуаций успеха и комфортности; Методы создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
Правила и условия организации игры: 1. Использование работы малыми группами — «группами ровесников»; 2. «Смена лидерства»;
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» — запутанный,необычный случай; а также от английского «case» — портфель, чемоданчик. Кейс-технологии используют описание реальных социальных ситуаций.
Изначально кейс-технологии разрабатывались для обучения юристов и
менеджеров, на сегодняшний день данные технологии адаптированы и могут широко использоваться в образовательном процессе.
К кейс-технологиям, активизирующим образовательный процесс, относятся: метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади; фото-кейсы; кейс-иллюстрации); метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод дискуссии и др.
Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
В практике дошкольного образования можно широко использовать кейс-иллюстрации. Кейс-иллюстрация — это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, воспитывают чувства, усиливают потребность в общении с другими людьми. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.
Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Цель технологии — развитие, с одной стороны, качеств мышления (гибкость, подвижность, системность, диалектичность); с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.
Следующий этап – это «тайна двойного», или выявление противоречий в объекте, явлении. Когда что – то в нем хорошо, а что- то плохо, что – то вредное, что – то мешает, а что – то нужно.
Следующий этап разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?». Воспитатель формирует противоречие; вода должна быть в решете, чтобы ее перенести и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества – воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, т. к. лед — это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.
Следующий этап по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Этот метод заключается в том, что привычные объекты начинают обладать необычными свойствами. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование.
Тематика игр, творческих заданий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи зависит от темы изучаемого материала.
Цель игр – поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность. Развитое мышление предполагает видение противоречия, его формирование и решение. Результатом решения противоречия является изобретение. Этому дети учатся в играх «Наоборот», «Хорошо — плохо», «Письмо SOS» с которыми детей знакомит Гном из волшебной страны ТРИЗ. На занятиях по ознакомлению с художественной литературе дети сочиняют сказки с помощью схем.
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.
Вариантов портфолио много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
Раздел 1 «Давайте познакомимся». В нем помещается фотография ребенка, указываются его ФИ, № группы; можно ввести рубрику «Я люблю…» («Мне нравится…», «Обожаю, когда…»), в которой будут записаны ответы ребенка.
Раздел 2 «Я расту!». Сюда вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
Раздел 3 «Портрет моего ребенка». Здесь помещаются сочинения родителей о малыше.
Раздел 4 «Я мечтаю…». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о…», «Я бы хотел быть…», «Я жду, когда…», «Я вижу себя…», «Я хочу видеть себя…», «Мои любимые дела…»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».
Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
Раздел 7 «Посоветуйте мне…». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.
Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.
Заключение:
Таким образом, сочетание различных развивающих личностно- ориентированных технологий позволяет расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, а изучение программы с детьми организовать интересно, содержательно и доступно для каждого ребенка.
Данный инновационный подход способствует развитию творческого мышления дошкольников, формированию активной позиции в поиске ответов на вопросы, а также повышает заинтересованность их в обучении.
Технологический подход, т.е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.