Как организовать занятия по развитию речи в домашних условиях

В последнее время нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих родителей. Это и неправильное произношение отдельных звуков и полное отсутствие средств общения. Часто  родители спрашивают: что является нормой речевого развития и когда необходимо обратиться к логопеду. Ведь чем раньше нормализована речь ребенка, тем лучше будет его дальнейшее развитие.

Сензитивный, период для развития речи – период дошкольного возраста. Особенно продуктивным и важным является период раннего и младшего дошкольного возраста. В этом возрасте ребенок овладевает основными закономерностями языка, а любые нарушения речевого развития в этом возрасте — задержка речевого развития.

Причинами неблагополучного развития речи ребенка раннего возраста могут быть: ребенок перенес серьезные заболевания, у ребенка есть неврологические заболевания, речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников, ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит, ребенок не всегда понимает вопросы, не может выполнить простейшие просьбы взрослого.

Если вы заметили что-то неладное в речевом развитии вашего ребенка, обязательно обратитесь к логопеду.

Так как всегда лучше предупредить нарушение, чем исправлять его. Некоторые родители думают, что в школе ребёнок выговорится, но этого может и не случится. Поэтому  лучше  позаботится, чтобы ребенок пошел в школу с уже хорошо развитой речью – это облегчит ему обучение в школе.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в игре ребенок постигает все новое. Для достижения результата, надо чаще играть с ребенком в игры, развивающие речь, память, фантазию, мышление. Поэтому занятия дома должны проходить в игровой форме. Для достижения результата надо заниматься ежедневно по 15-20 минут. Не переутомляйте ребенка перегружая информацией. Можно играть с ребенком по дороге из дома в детский сад или наоборот из детского сада домой.

Важно разнообразить игры и упражнения. Это могут быть игры на развитие мелкой моторики, речевого дыхания, артикуляционная гимнастика, игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха, игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Очень важны для ребенка дошкольного возраста игры на обогащение словарного запаса и развитие связной речи. Вырезайте, подбирайте подходящие картинки из старых журналов, раскрасок по темам занятий, таких как «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т. п. Малыш с большим удовольствием будет учиться говорить фразами, запоминать новые слова, чем по обычным книгам. Можно использовать трафареты для того, чтобы раскрасить или заштриховать обведенный предмет. Также  рекомендуется использовать «игры на кухне».

Развивая речь, важно подготовить и органы артикуляционного аппарата к чистому произношению звуков. В норме, все звуки речи должны быть сформированы к 4-5 годам. Однако если у ребенка этого возраста еще не все звуки сформированы, не стоит пытаться ставить звуки самостоятельно, такт как можно навредить ребенку. Подготовительные же упражнения, направленные на тренировку органов артикуляции к чистому произношению, родители могут использовать в своих домашних занятиях. Главное, все подготовительные упражнения следует выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог сам себя контролировать. Заниматься следует по 5-10 минут. Главное, чтобы малышу нравились эти игры, а помочь в подборе таких упражнений поможет логопед.

Случается, что все внимание родителей сосредоточено только на развитии у ребенка звукопроизношения. Однако развитие речи не исчерпывается только фонетикой. Нет толку от правильных звуков, если ребенку трудно соединять слова в предложении, изменять их по родам, падежам, числам. Речь такого ребенка полна аграмматизмов. Специалист определит уровень развития речи вашего ребенка и даст необходимые

Коммент. отключено