Как выбрать безопасные игрушки

1Нередки случаи, когда поставщики предъявляют сертификаты качества на игрушки, не отвечающие требованиям безопасности. Поэтому при закупках новых игр и игрушек ответственный сотрудник ДОО не должен ограничиваться только проверкой сопроводительной документации. Нужно оценить игрушки с точки зрения гигиенических требований.

2Марина Степанова, зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД Минздрава России.

 

 

 

 

Игрушки – часть развивающей предметно-пространственной среды детского сада, которую периодически приходится обновлять. Они не должны наносить дошкольникам вред – как физический, так и психический. Чтобы дети не поранились об острые края, не прищемили пальцы во время игры, не подавились наполнителем набивных игрушек или мелкими деталями, игрушки должны соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек» (далее – ТР ТС 008/2011).

Изучите документацию игрушек

Информацию о безопасности игрушек для той или иной возрастной группы детей можно получить из сертификата соответствия, маркировки, инструкции по применению.

Сертификат соответствия

Большинство физико-химических показателей безопасности детских игр и игрушек определяется только в ходе лабораторных исследований. Поэтому судить о соответствии требованиям безопасности закупаемых для ДОО игрушек можно лишь на основании сертификата соответствия, представленного поставщиком. Документ выдается после процедуры сертификации, которую должны пройти все выпускаемые на рынок игрушки.

В сертификате соответствия указываются: регистрационный номер сертификата, единый знак обращения продукции на рынке государств Таможенного союза, полное наименование органа по сертификации, полное наименование заявителя, полное наименование изготовителя товара, сведения о продукции, условия и сроки хранения продукции, дата регистрации сертификата и дата прекращения его действия, печать органа сертификации и иное (согласно ст. 6 ТР ТС 008/2011).

В обязательном порядке на упаковке, ярлыке (этикетке) игрушки должен стоять единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза в виде трех стилизованных букв «ЕАС».

Убедитесь, что документ выдан именно на ту игрушку, которая поставлена по факту.

Маркировка

Затем нужно изучить маркировку игрушек, которая должна содержать следующую информацию:

  • наименование игрушки;
  • минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка;
  • основной конструкционный материал (для детей до 3 лет);
  • способы ухода за игрушкой (при необходимости);
  • дата изготовления (месяц, год);
  • срок службы или срок годности (если установлены производителем);
  • условия хранения (при необходимости);
  • наименование страны-изготовителя и т. д.

Инструкция

Заранее, еще до покупки, стоит ознакомиться с инструкцией по применению, в которой производитель указывает:

  • необходимость сборки и установки игрушки именно взрослым, а не ребенком;
  • наличие деталей, потенциально опасных для ребенка в случае неправильной установки игрушки;

Внимание

В каждой группе детского сада должен быть свой набор игрушек

  • правила эксплуатации и меры предосторожности;
  • предупреждение о возможных несчастных случаях при несоблюдении мер предосторожности;
  • указание о хранении игрушки в местах, не доступных для детей в возрасте до трех лет;
  • необходимость регулярных проверок основных элементов игрушек (подвесных устройств, креплений, оттяжек);
  • рекомендации по осторожному пользованию игрушкой, чтобы избежать падений или столкновений, вызывающих травмы.

Инструкции по правильному использованию и маркировка могут быть нанесены как на саму игрушку, так и на упаковку, этикетку или отдельный вкладыш.

Рассмотрите материал игрушки

Гигиенические требования игрушек для детей до трех лет самые строгие, ведь дети бросают их на пол, берут в рот. Поэтому для детей ясельного возраста запрещены игрушки из натурального меха и кожи, стекла, фарфора, ворсованной резины, картона и бумаги.

80

процентов игрушек изготовлено из полимеров

Игрушки для дошкольников старше трех лет могут быть изготовлены из дерева, резины, различных видов пластмасс, бумаги, картона, фаянса, керамики, металла, ткани, кожи и ее заменителей и др. Однако более 80% современных игрушек для детей всех возрастов производят из полимеров.

Преимущества игрушек из полимеров: прочность, легкость, богатая цветовая гамма, красивый внешний вид, удобство в гигиеническом уходе. Недостаток в том, что полимеры могут выделять в окружающую среду химические вещества: высокого класса опасности (формальдегид, стирол, бензол) и умеренно опасные (ксилолы, фталаты). О том, что игрушка токсична, можно сделать вывод:

  • по цвету – игрушки ядовитых цветов могут содержать вредные химические красители;
  • запаху – стойкому неприятному.

Предметы для детского творчества, настольные игры должны быть выполнены из натурального природного сырья, экологически чистых и гипоаллергенных материалов.

Главное, чтобы материал игрушки позволял ее мыть (стирать) и обрабатывать дезинфицирующими средствами. Поэтому мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки разрешено использовать только в качестве дидактических пособий.

Рассмотрите конструкцию и детали

Устройство игрушки и ее детали нужно оценить с точки зрения рисков для здоровья ребенка. Это значит, что при использовании игрушки должны быть исключены:

Интересно

Нестойкое покрытие, запах и другие факты несоответствия игрушек требованиям безопасности – повод для претензии в адрес поставщика

  • удушье;
  • попадание деталей в дыхательные пути ребенка;
  • соскальзывание, падение с игрушки, предназначенной для езды;
  • травмы.

У игрушек для детей до трех лет не должно быть мелких, легкосъемных деталей. Круглые детали пирамид, наборов колец, шариков на стержне и других сборно-разборных игрушек в диаметре могут быть не менее 32 мм.

Факты

Вес игрушки для детей до трех лет – не более 100 г; игрушки или деталей игры для детей до семи лет – не более 400 г

Игрушка и игровое оборудование не должны иметь травмоопасных – острых, колющих частей или деталей, щелей, заусенец, сколов, выступающих углов.

В набивочных материалах исключены твердые или острые инородные предметы (металлическая стружка, гвозди, деревянные щепы, осколки стекла, пластика и др.). Элементы набивки, которые по размеру меньше или равны 3 мм, должны содержаться во внутреннем чехле. Размеры наполнителей для погремушек – не более 5 мм в диаметре. Швы мягконабивной игрушки должны быть прочными.

Оцените влияние игрушки на здоровье ребенка

Влияние на слух

Контроль уровня издаваемого игрушкой звука – еще один важный показатель ее безопасности. Дети более чувствительны к высокочастотным звукам, чем взрослые. Импульсные звуки особенно опасны, так как из-за их малой продолжительности человеческому уху сложно определить уровень громкости. Даже однократное воздействие звука высокого пикового уровня громкости может привести к длительному нарушению слуха.

Максимальный уровень звука игрушек:

  • для детей до 3 лет – не более 70 дБА; от 3 до 6 лет – не более 75 дБА;
  • для игры на открытом воздухе – не более 85 дБА;
  • импульсный звук – не более 90 дБА.

Смотрите видеолекцию Марины Степановой «Новое в санитарном законодательстве для общеобразовательных и дошкольных организаций»

Влияние на психику

Игрушку необходимо оценивать и с точки зрения ее влияния на психическое развитие ребенка. Цвет игрушки должен быть максимально приближен к натуральному, так как неестественные цвета могут нарушить представление ребенка о реальном мире или напугать его. По этой же причине нужно обращать внимание на реалистичность игрушек: они должны быть похожи на реальных зверей, людей, предметы.

Навредить психике дошкольников может и тематика игрушек. Это касается игр и игрушек, которые провоцируют ребенка на агрессивные действия, вызывают проявления жестокости по отношению к персонажам игры, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

e.psihologsad.ru

В журнале «Справочник педагога-психолога. Детский сад» № 3-2015 читайте статью «Как правильно выбрать игрушку»

Психолого-педагогических требований к игрушкам в настоящее время не установлено. Поэтому, если вид и назначение игрушки вызывает сомнения, можно посоветоваться с педагогом-психологом детского сада или отказаться от такой игрушки.

Отметим, что перечисленные требования безопасности относятся только к игрушкам – изделиям или материалам, предназначенным для игры детей в возрасте до 14 лет. В данную категорию не входят изделия, перечисленные в приложении 1 к ТР ТС 008/2011. Это нужно учитывать при закупке игрушек и игрового оборудования для детского сада

ИНТЕРЕСНО

Нужно ли мыть новые игрушки?

Все вновь приобретенные игрушки, изготовленные из стойких к влажной обработке материалов, перед тем как дать ребенку, необходимо тщательно вымыть с безвредным моющим средством и хорошо ополоснуть водой. Кукольную одежду постирать с детским мылом.

Игрушки, с которых в процессе мытья сходит краска, необходимо изъять из пользования. Если ребенок возьмет такую игрушку в рот, краска будет растворяться в слюне.

В дальнейшем игрушки нужно мыть ежедневно в конце дня, а в ясельных группах – два раза в день.

Мягкие игрушки загрязняются быстрее остальных, их сложнее чистить, поэтому для детей до двух лет они не рекомендуются.

Перечень изделий, которые не рассматриваются как игрушки и на которые не распространяется технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011)

1

Коммент. отключено